Новости ФНС

МИ ФНС № 10 по Тульской области информирует о некоторых вопросах госрегистрации

Законодательством четко разграничены понятия «место нахождения» и «место жительства».
Предполагая представить в регистрирующий орган комплект документов для государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью при создании, необходимо принимать во внимание следующие аспекты законодательства Российской Федерации о государственной регистрации. 

Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.


По месту  жительства, согласно п. 3 ст. 8 Закона №129-ФЗ, осуществляется только государственная регистрация индивидуального предпринимателя.
Законодательством четко разграничены понятия «место нахождения» и «место жительства». 

Законодательно установлено, что место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, отличается от домашнего адреса физического лица, представляющего соответствующий орган, или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.


Кроме того,  Закон № 129-ФЗ содержит прямое указание на возможность государственной регистрации юридического лица по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности только в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа. 


Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» указанная организационно-правовая форма коммерческой организации предусматривает обязательное наличие единоличного исполнительного органа, осуществляющего непосредственную оперативную деятельность по управлению юридическим лицом.


 При определении адреса постоянно действующего исполнительного органа юридического лица,  необходимо помнить, что жилое помещение имеет определенное законодательством Российской Федерации целевое назначение, что и предопределяет, в конечном счете, наличие пределов его использования.  Жилое помещение предназначено и пригодно для постоянного проживания граждан. Это его основная целевая характеристика. В связи с этим жилое помещение должно использоваться только для постоянного и временного проживания граждан.


Юридическим лицом жилое помещение, согласно п. 2 ст. 671 ГК РФ, может быть использовано только для проживания граждан.


При этом в соответствии с п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.


Государственная регистрация юридического лица по месту жительства физического лица, представляющего постоянно действующий исполнительный орган, не соответствует, помимо вышеизложенного,  положениям Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и ст. 25 Конституции Российской Федерации.


В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.


Неприкосновенность жилища подразумевает, что никто не вправе проникать в жилое помещение без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан, иначе как в предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации целях и в предусмотренных иным федеральным законом случаях и порядке или на основании судебного решения.


На основании ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговый орган вправе проводить выездные налоговые проверки на территории (в помещении) налогоплательщика. Однако, доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается (п.5 ст.91 НК РФ).


Таким образом, размещение в жилом помещении исполнительного органа (фактически, офиса)  организации, нарушает права государства в лице налогового органа на осуществление налогового контроля, установленные статьями 31, 82, 83 Налогового кодекса Российской Федерации, проведение соответствующих проверок по уплате налогов и представлению налоговой отчетности, а также права потребителей, контрагентов, третьих лиц, лишенных возможности непосредственного общения с лицом, представляющим постоянно действующий исполнительный орган.
Межрайонная ИФНС России № 10 по Тульской области

Начать дискуссию