Новости ФНС

УФНС по Тамбовской области напоминает об уголовной ответственности за налоговые правонарушения

Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) устанавливается обязанность по уплате конкретных видов налогов, а также по представлению налоговой отчетности. За неисполнение соответствующей обязанности виновное лицо несет ответственность.
Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) устанавливается обязанность по уплате конкретных видов налогов, а также по представлению налоговой отчетности. За неисполнение соответствующей обязанности виновное лицо несет ответственность. Налогоплательщик, который ненадлежащим образом исполнял обязанности, закрепленные НК РФ, может быть привлечен к трем видам ответственности: налоговой, административной, уголовной.
Уголовная ответственность установлена за уклонение от уплаты налогов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет, а также за сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, необходимых для взыскания недоимки (ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ).
Под уклонением от уплаты налогов ответственность за которое предусмотрена статьями статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
Способами уклонения от уплаты налогов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.
С 1 января 2010 года  действует Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который изменил меры ответственности за нарушение законов о налогах и сборах, а также порядок их реализации. С одной стороны, внесенные изменения призваны повысить эффективность применения законодательных норм, предусматривающих ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, авторитет государства, а также создать реальные условия для укрепления доверия между государством и налогоплательщиками. С другой стороны, эти изменения учитывают и фискальные интересы государства. Каковы же действующие меры ответственности за нарушение законов о налогах и сборах с учетом внесенных изменений?
Для физических лиц крупным размером (с 01.01.2010 года) признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.
Для юридических лиц - сумма налогов и (или) сборов, должна  составить за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.
Так, в 2010 году налоговыми органами области направлено в органы внутренних дел 92 материала о нарушениях налогового законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами на сумму неуплаченных, неисчисленных  налогов в размере  636 млн.рублей. По результатам рассмотрения материалов проверок возбуждено 21 уголовное дело.
С 2011 года расследование уголовных дел, осуществляется следственными органами, уполномоченными производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса РФ ( в ред. Федерального закона от 28.12.2010 г. № 404 –ФЗ, вступил в силу с 15.01.2011 года).
В настоящее время материалы проверок для решения вопроса о возбуждении уголовного дела направляются налоговыми органами  в следственное управление Следственного  комитета РФ по  Тамбовской области   через два месяца по истечении срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если налогоплательщик не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов (п. 3 ст. 32 НК РФ).
На период их рассмотрения приостанавливается исполнение решений о привлечении физического лица к ответственности за налоговое правонарушение и о взыскании соответствующих налога (сбора), пеней, штрафа (п. 15.1 ст. 101 НК РФ). Исполнение указанных решений возобновляется, если по итогам рассмотрения материалов будет отказано в возбуждении уголовного дела, дело будет прекращено либо по данному делу будет вынесен оправдательный приговор.



Заместитель начальника контрольного отдела    
Р. И. Эсаулова

Начать дискуссию