НДФЛ

УФНС по Астраханской области рассказывает об ответственности налоговых агентов по НДФЛ

О применение ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации

Согласно редакции Налогового Кодекса РФ, действовавшей до 02.09.2010г. статья 123 устанавливала ответственность налоговых агентов за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Трактуя указанную норму, в действовавшей на тот момент редакции, арбитражные суды установили устойчивую на уровне ВАС РФ практику применения ст.123 НК РФ, согласно которой штраф применялся только в случае, когда удержанная у налогоплательщика и подлежащая перечислению в бюджет налоговым агентом сумма налога не была перечислена им до вынесения решения налоговым органом по соответствующей налоговой проверке. Свою трактовку законодательства суды обосновывали тем фактом, что в ст. 123 НК РФ четко не определены сроки перечисления налога в бюджет.
Таким образом, налоговые агенты имели законодательную возможность максимально затягивать сроки перечисления в бюджет сумм, удержанных с налогоплательщиков, не неся при этом налоговой ответственности. При этом пени, взыскиваемые за несвоевременное перечисление средств в бюджет, не могли в данном случае являться мотивирующим фактором, побуждающим к уплате, т.к. действующая ставка пени по ст. 75 НК РФ на порядок ниже ставки рефинансирования Центробанка.
Федеральным законом от 27.07.2010 года № 229-ФЗ статья 123 НК РФ изложена в новой редакции.
В настоящее время согласно ст. 123 НК РФ, налоговые агенты несут ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Таким образом, со 2 сентября 2010 года налоговые агенты нарушившие срок перечисления, удержанного ими налога с налогоплательщиков хотя бы на один рабочий день, будут нести ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от несвоевременно перечисленной суммы налога.
Например. Организация выплачивает заработную плату своим работникам два раза в месяц: 1 и 15 числа каждого месяца. По сроку 15 октября 2010 года организация выплатила заработную плату своим работникам, однако удержанный налог на доходы физических лиц в размере 500.000 рублей фактически перечислила в бюджет 20 октября 2010 года.
В соответствии с п.4 ст.226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика по его поручению на счета третьих лиц в банке. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме.
Таким образом, исходя из перечисленных выше норм права, применительно к нашему случаю, организация обязана была перечислить сумму удержанного налога не позднее 16 октября 2010 года. Следовательно, организация в данном случае подлежит ответственности в виде взыскания штрафа в размере 100.000 рублей (500.000 * 20%).

Однако, как показывает анализ применения положений статьи 123 НК РФ единого и унифицированного подхода по порядку применения этой нормы на практике не существует.
В целях унификации применения ст. 123 НК РФ в действующей редакции, Управление считает необходимым дать следующие разъяснения и пояснения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона № 229-ФЗ положения статьи 123 НК Ф в новой редакции применяются с 2.09.2010 года.
В силу пункта 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Таким образом, по мнению Управления положения ст.123 НК РФ в новой редакции подлежат применению только к правоотношениям, возникшим после 2.09.2010 года.
К правоотношениям по перечислению налоговыми агентами налога, возникших до 2.09.2010 года применяются положения статьи 123 НК РФ в старой редакции, с учетом сложившейся устойчивой судебной практики применения этой нормы.

Правовой отдел УФНС России по Астраханской области
 

Начать дискуссию