В соответствии с основными направлениями налоговой политики, предусмотренными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23.06.2008 «О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах», налоговая политика в среднесрочной перспективе обеспечивает необходимый для выполнения обязательств объем бюджетных доходов. При принятии решений в сфере налоговой политики, в том числе направленных на повышение собираемости налогов, следует учитывать не только краткосрочный фискальный эффект от тех или иных новаций, но и прежде всего их долгосрочные последствия для экономики, социальной сферы и доходной базы бюджетной системы. Особое внимание необходимо уделять повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добровольному исполнению налоговых обязательств, а также эффективное использование инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.
Неотъемлемая часть правоспособности любой коммерческой организации - право на реорганизацию. Смысл состоит в том, чтобы облечь бизнес в нужную правовую форму. Однако недобросовестные налогоплательщики видят в реорганизации иное. Для них важны налоговые послабления, достигаемые при построении налоговых схем, основанных на реорганизации. Поэтому довольно часто реорганизация осуществляется с целью дробления бизнеса, чтобы уйти от общего режима налогообложения.
В настоящее время большинство налогоплательщиков в процессе деятельности используют те или иные способы налоговой оптимизации (налоговые схемы), позволяющие им сэкономить на налогах. Многие из них сразу привлекают внимание и становятся очевидными для налоговых органов.
Компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, нередко используются для налоговой оптимизации. Это связано с существенными преимуществами "упрощенки" по сравнению с общей системой налогообложения: отсутствием обязанностей плательщика НДС, налога на прибыль, налога на имущество, а также с пониженными ставками страховых взносов (до 1 января 2011 г., а для отдельных организаций и до 1 января 2013 г.), которые заменяются единым налогом по ставке 5 или 15%.
В зависимости от основной поставленной задачи можно выделить несколько направлений, в которых используются организации, применяющие УСН:
перенос основной части прибыли на "спецрежимника", основная компания при этом применяет общий режим налогообложения;
перевод всего бизнеса на УСН;
использование преимуществ "упрощенки" с целью уменьшения налоговой базы по отдельным налогам и операциям.
Так налоговыми органами Республики Бурятия была выявлена «схема дробления бизнеса», выразившаяся в регистрации двух индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В ходе проведения выездных налоговых проверок было установлено, что фактически деятельность по реализации нефтепродуктов осуществлял только один предприниматель «А», поскольку он самостоятельно руководил закупкой и реализацией нефтепродуктов; другой предприниматель «В» в проверяемых периодах находился на обучении в другом регионе, право управления организацией было передано на основании договора простого товарищества по нотариально удостоверенной доверенности, какую-либо деятельность на автозаправочной станции предприниматель «В» не вел, денежные средства от реализации нефтепродуктов не получал. Документальный учет доходов и расходов от деятельности осуществлял только предприниматель «А».
Допрошенные в ходе проведения проверки кассиры-операционисты, осуществляющие сбор денежных средств от реализации ГСМ на автозаправочной станции, показали, что всю деятельность в проверяемые периоды осуществлял только предприниматель «А», он же осуществлял прием работников и выплату им заработной платы.
Поэтому арбитражные суды трех инстанций поддержали позицию налогового органа и пришли к выводу о том, что поскольку действия предпринимателя «А» направлены на минимизацию налоговых обязательств и на получение необоснованной налоговой выгоды в результате применения специального режима налогообложения (упрощенной системы налогообложения), налоговая инспекция, установив превышение установленного в сумме 20 000 000 рублей дохода, правомерно включила выручку предпринимателя «В» в доходы предпринимателя «А» и доначислила единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налоги, подлежащие уплате по общей системе налогообложения, а также штрафы и пени.
Налоговые органы Бурятии борются с незаконными схемами минимизации налогов
В настоящее время большинство налогоплательщиков в процессе деятельности используют те или иные способы налоговой оптимизации (налоговые схемы), позволяющие им сэкономить на налогах. Многие из них сразу привлекают внимание и становятся очевидными для налоговых органов.
Начать дискуссию