ФНС России рекомендует налоговым органам со всей тщательностью собирать доказательную базу для выявления случаев получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-однодневок и не доводить дело до суда, если полученного материала недостаточно для того, чтобы суд занял сторону налоговиков.
В письме от 24.05.2011 № СА-4-9/8250 Федеральная налоговая служба отмечает: значимыми доказательствами, раскрывающими фиктивность (имитацию) сделок, будут являться данные о налоговой нелегитимности и недобросовестности контрагента. Это может быть недостоверность документов в связи с их подписанием от лица контрагента неустановленными лицами, а также от лица несуществующего хозяйствующего субъекта — фиктивного контрагента.
Причем налоговики должны аргументированно, на основании фактов, доказать, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности при заключении и исполнении сделки. Неизвестность места нахождения контрагента, непредставление им налоговой отчетности либо заявление минимальных налоговых обязательств, совершение нехарактерных для заявленного вида деятельности операций по банковским счетам, участие в незаконном обналичивании денежных средств, отсутствие трудовых и материальных ресурсов и другие аналогичные сведения о контрагенте должны формировать массив доказательств. Но все эти материалы сами по себе не являются достаточными для признания налоговой выгоды необоснованной.
Наряду с этим налоговый орган обязан выявить и дать оценку юридической, экономической и иным видам зависимости налогоплательщика и организации-контрагента и представить документальные доказательства преднамеренности и согласованности действий, которые привели к необоснованному уменьшению налоговых обязательств.
Неясность в квалификации налогового правонарушения, выводы без доказательной базы, игнорирование обоснованных возражений налогоплательщика — подобные факторы отрицательно сказываются на результатах работы налоговых органов по выявлению случаев получения необоснованной налоговой выгоды, отмечается в письме. Соответственно это влечет негативные последствия в виде отмены решения налогового органа на стадии апелляционного обжалования в вышестоящем налоговом органе или признания недействительным решения налогового органа судом.
В письме от 24.05.2011 № СА-4-9/8250 Федеральная налоговая служба отмечает: значимыми доказательствами, раскрывающими фиктивность (имитацию) сделок, будут являться данные о налоговой нелегитимности и недобросовестности контрагента. Это может быть недостоверность документов в связи с их подписанием от лица контрагента неустановленными лицами, а также от лица несуществующего хозяйствующего субъекта — фиктивного контрагента.
Причем налоговики должны аргументированно, на основании фактов, доказать, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности при заключении и исполнении сделки. Неизвестность места нахождения контрагента, непредставление им налоговой отчетности либо заявление минимальных налоговых обязательств, совершение нехарактерных для заявленного вида деятельности операций по банковским счетам, участие в незаконном обналичивании денежных средств, отсутствие трудовых и материальных ресурсов и другие аналогичные сведения о контрагенте должны формировать массив доказательств. Но все эти материалы сами по себе не являются достаточными для признания налоговой выгоды необоснованной.
Наряду с этим налоговый орган обязан выявить и дать оценку юридической, экономической и иным видам зависимости налогоплательщика и организации-контрагента и представить документальные доказательства преднамеренности и согласованности действий, которые привели к необоснованному уменьшению налоговых обязательств.
Неясность в квалификации налогового правонарушения, выводы без доказательной базы, игнорирование обоснованных возражений налогоплательщика — подобные факторы отрицательно сказываются на результатах работы налоговых органов по выявлению случаев получения необоснованной налоговой выгоды, отмечается в письме. Соответственно это влечет негативные последствия в виде отмены решения налогового органа на стадии апелляционного обжалования в вышестоящем налоговом органе или признания недействительным решения налогового органа судом.
Журнал "Российский налоговый курьер"
Начать дискуссию