Налог на прибыль

УФНС по Свердловской области отвечает на вопросы плательщиков налога на прибыль

Вопрос. Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, не утвержден Правительством Российской Федерации и не опубликован. Имеет ли право образовательное учреждение, соответствующее критериям, указанным в ст. 284.1 НК РФ представить заявление и подтверждающие документы в налоговый орган и не представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2011г., а также не уплачивать налог на прибыль по итогам 9 месяцев 2011г. в бюджет?

Вопрос. Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, не утвержден Правительством Российской Федерации и не опубликован. Имеет ли право образовательное учреждение, соответствующее критериям, указанным в ст. 284.1 НК РФ представить заявление и подтверждающие документы в налоговый орган и не представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2011г., а также не уплачивать налог на прибыль по итогам 9 месяцев 2011г. в бюджет? Если образовательное учреждение будет в 2011г. применять налоговую ставку 0 процентов после утверждения Перечня образовательных услуг в течение второго полугодия 2011г., необходимо ли получать подтверждение налогового органа о праве применения ставки 0 процентов, в каком порядке будет производиться возврат налога, уплаченного по срокам 28 апреля 2011г. и 28 июля 2011г.?
Ответ.
Пунктом 1 статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), (с учётом изменений внесенных федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ) установлено, что организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных этой статьей.
Для применения с 1 января 2011 года налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов организации в течение двух месяцев со дня официального опубликования Перечня видов образовательной и медицинской деятельности, устанавливаемого Правительством Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2011 года вправе представить в налоговые органы заявление и копии лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если указанные заявления и документы представлены в налоговые органы до официального опубликования Перечня, то повторного представления их организациями, которые удовлетворяют предусмотренным статьей 284.1 НК РФ критериям, не требуется.
Учитывая, что пониженная ставка по налогу на прибыль является правом налогоплательщика  (при соблюдении условий её применения), согласия налогового органа не  требуется.
Согласно п. 2 ст. 286 НК РФ по итогам каждого налогового (отчетного) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 НК РФ).
Следовательно, превышение суммы авансовых платежей, уплаченных по итогам отчетного периода (квартал, полугодие, девять месяцев), над суммой авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного, налогового периода (года), является излишне уплаченной суммой, которая может быть возвращена налогоплательщику.
Порядок проведения зачета сумм излишне уплаченного налога установлен ст. 78 НК РФ.
Сумма излишне уплаченного налога может быть выявлена самостоятельно налогоплательщиком или налоговым органом либо по результатам совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов.
В соответствии с п. 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 срок на зачет суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи заявления о зачете, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена в соответствии со ст. 88 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 88 НК РФ определен срок проведения камеральной налоговой проверки, исчисляемый тремя месяцами со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Таким образом, превышение суммы авансовых платежей, уплаченных за отчетные периоды, над суммой налога исчисленного по итогам отчетного либо налогового периодов, является излишне уплаченной суммой, которая может быть зачтена или возвращена налогоплательщику.

Вопрос. Муниципальное учреждение «Центральная городская больница» является бюджетным учреждением, финансируется за счет средств бюджета муниципального образования, оказывает платные услуги организациям и населению. Какой порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций до 01.01.2011 и с 01.01.2011 в связи с внесенными изменениями в п. 3 ст. 286 НК РФ при полученных доходах, превышающих 10 млн. руб. за каждый квартал? Обязано учреждение уплачивать ежемесячные авансовые платежи или по итогам каждого отчетного (налогового) периода (за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, 12 месяцев)?
Ответ.
В соответствии с п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей до вступления в силу п. 31 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", далее - Закон № 229-ФЗ) организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
Законом № 229-ФЗ в данную норму внесены изменения, согласно которым организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
Данные изменения, исходя из п. 2 ст. 10 Закона № 229-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2011.
Таким образом, предельная сумма доходов от реализации за предыдущие четыре квартала, при которой организация уплачивает только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода по налогу на прибыль, должна:
- до 01.01.2011 - не превышать в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал;
- с 01.01.2011 - не превышать в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал.
Бюджетные и автономные учреждения, в любом случае уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам каждого отчетного периода, даже если имеют доход от реализации, превышающий в среднем указанную выше сумму.

Начать дискуссию