НДС

УФНС по Республике Бурятия разъяснила порядок заполнения налоговыми агентами декларации по НДС

Налоговые агенты заполняют раздел 2 декларации по налогу на добавленную стоимость «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента».

О некоторых вопросах исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами.

Налоговые агенты заполняют раздел 2 декларации по налогу на добавленную стоимость «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента».
Этот раздел заполняется отдельно по каждому иностранному партнеру, арендодателю (органу государственной власти), по отношению к которым организация или индивидуальный предприниматель выступают в роли налогового агента. Отдельный раздел нужно заполнить и по каждому продавцу согласно договору на продажу (передачу) госимущества, которое не составляет государственную казну.
По строкам 020-030 отражают наименование и ИНН лица, у которого агент удержал налог (по строке 020 - наименование, 030 - ИНН). Если налоговый агент продает имущество по решению суда (конфискованное, бесхозное), в строке 020 нужно поставить прочерк.
По строке 040 указывают КБК для зачисления налога. А по строке 050 - код по ОКАТО, который присвоен налоговому агенту.
В строке 070 указывается код операции. У каждой операции, связанной с расчетом НДС (в том числе и с удержанием налога агентами), присвоен свой код. Например, аренде государственного и муниципального имущества присвоен код 1011703.
Значение каждого кода для налоговых агентов можно узнать из приложения N 1 к Порядку заполнения декларации, утвержденному приказом Минфина России от 15 октября 2009 года N 104н.
По строке 060 указывают сумму удержанного налога.
Если агентом выступает посредник инофирмы или компания, которая по поручению государства продает конфискованное имущество, то кроме строки 060 нужно заполнять еще и строки 080-100 раздела 2. А именно: НДС, начисленный агентом по отгруженным товарам (в том числе и по товарам, отгруженным в счет ранее полученной предоплаты), следует указать в строке 080. Налог, рассчитанный с поступивших авансов, - в строке 090. А строка 100 предназначена для отражения НДС по авансовым платежам, в счет которых уже отгрузили товары.
При этом итоговую сумму налога, которую нужно заплатить в бюджет и показать по строке 060, определяют суммой показателей строк 080, 090, 100.

При расчете налога необходимо учесть и изменения налогового законодательства, внесенные в подпункт 12 пункта 2 статьи 146 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). Разъяснения по данному вопросу содержатся в письме Министерства Финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 12 мая 2011 г. N КЕ-4-3/7618@ «О порядке применения подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса».
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 395-ФЗ пункт 2 статьи 146 Кодекса дополнен подпунктом 12, согласно которому не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 395-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых статьей 5 Федерального закона N 395-ФЗ установлены иные сроки вступления их в силу. В связи с тем, что статьей 5 Федерального закона N 395-ФЗ для пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 395-ФЗ не предусмотрены иные сроки вступления в силу, и принимая во внимание, что данный Федеральный закон был опубликован в "Российской газете", N 296, 30.12.2010, пункт 2 статьи 1 Федерального закона N 395-ФЗ вступает в силу с 1 апреля 2011 года.
Действие подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса распространяется исключительно на реализацию (передачу) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом N 159-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
При этом Федеральным законом N 159-ФЗ не регулируются отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной казны Российской Федерации недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.
Поэтому распространение положений подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса на операции по реализации (передачи) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, не правомерно.
Кроме этого, при применении данной нормы во взаимоувязке с положениями абзаца второго пункта 3 статьи 161 Кодекса необходимо учитывать следующее.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 161 Кодекса при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В связи с тем, что с 1 апреля 2011 года на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации указанного выше недвижимого имущества, выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Федеральным законом N 159-ФЗ, то при реализации (передаче) с 1 апреля 2011 года указанного недвижимого имущества покупателям, являющимся налоговыми агентами, указанные налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) не должны удерживать из выплачиваемых доходов, исчислять и перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость при приобретении такого имущества. При этом на основании пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары - на безвозмездной основе. На основании пункта 3 статьи 167 Кодекса отгрузкой (передачей) недвижимого имущества признается передача права собственности на недвижимое имущество.
При этом налоговые агенты, приобретающие недвижимое имущество, операции по реализации которого не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, не составляют счета-фактуры. Вместе с тем, указанные налоговые агенты заполняют раздел 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (форма которой утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н), в котором в графе 2 по строке 010 отражают сумму выплачиваемых доходов, а в графе 1 по строке 010 указывают соответствующий код операции.
В том случае, если право собственности на указанное выше недвижимое имущество было передано до 1 апреля 2011 года, а выплата дохода от реализации (передачи) этого имущества осуществляется в том числе, после 1 апреля 2011 года, то организации и индивидуальные предприниматели должны удерживать из выплачиваемых доходов, исчислять и перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость при приобретении такого имущества, в соответствии с редакцией Кодекса, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 395-ФЗ.

Начать дискуссию