Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Необходимо обратить внимание, что обжаловать в вышестоящем налоговом органе акт, составленный по результатам налоговой проверки, нельзя. Обжалованию подлежит решение, принятое на основании указанного акта.
В акте, составляемом по результатам налоговой проверки, указываются обстоятельства, установленные в ходе проверки. Однако он не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает права и не возлагает на налогоплательщика какие-либо обязанности.
В акте, составляемом по результатам налоговой проверки, указываются обстоятельства, установленные в ходе проверки. Однако он не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает права и не возлагает на налогоплательщика какие-либо обязанности.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, какой акт ненормативного характера может быть оспорен в арбитражном суде. Налогоплательщики на основании статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации зачастую обращаются в вышестоящий налоговый орган с жалобами на акты налоговых проверок. Согласно пункту 48 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» статьи 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают право налогоплательщика на обжалование акта налогового органа. При толковании этих статей Налогового кодекса Российской Федерации следует принимать во внимание, что понятие «акт» использовано в них в ином значении, чем в статье 100 Налогового кодекса Российской Федерации. При применении статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в вышестоящем налоговом органе либо в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Таким образом, акт налоговой проверки не является актом государственного органа, порождающим права и обязанности для сторон, не нарушает законные интересы налогоплательщика, поэтому не может быть обжалован в вышестоящем налоговом органе в соответствии со ст. 138 НК РФ.
Начать дискуссию