ВОПРОС: Я обратилась в Управление ФНС России по КБР с жалобой на действия нижестоящей инстанции. Мне очень хотелось присутствовать при рассмотрении своей жалобы, но меня даже не пригласили на заседание соответствующей комиссии. Почему же мой вопрос решали без моего личного присутствия?
ОТВЕТ: При обращении с жалобами в вышестоящие налоговые органы заявители нередко обращаются с ходатайством об участии налогоплательщика (его представителя) при рассмотрении жалобы.
Согласно позиции президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.09.2010 г. № 4292/10, налогоплательщики в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) имеют право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Порядок рассмотрения жалобы на акты налогового органа, действия или бездействие его должностного лица предусмотрен главой 20 НК РФ, однако обязанность обеспечения присутствия налогоплательщика при рассмотрении жалобы НК РФ не предусмотрена.
Положения статьи 101 НК РФ, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, поскольку из норм главы НК РФ возможность подобного применения не следует.
Как вытекает из вышеизложенного, вышестоящие налоговые органы не обязаны приглашать налогоплательщика (его представителя) на рассмотрение жалобы.
Аналитический отдел Управления ФНС России по КБР.
Начать дискуссию