Право на обжалование актов государственных органов (в частности, налоговых), действия или бездействия их должностных лиц относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и гражданина. Однако гражданин не имеет возможности по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру обжалования - они определяются федеральными законами. В равной степени это относится и к организациям.
Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
При этом налогоплательщики зачастую допускают нарушения установленного НК РФ порядка подачи жалобы в налоговый орган.
Исходя из норм НК РФ, от имени налогоплательщика может подписать жалобу уполномоченный представитель, но к жалобе должен быть приложен оригинал доверенности или ее заверенная копия. Однако полномочия представителя, подписавшего жалобу в вышестоящий налоговый орган, иногда подтверждаются незаверенной ксерокопией доверенности, что свидетельствует о нарушении налогоплательщиком порядка обжалования актов налоговых органов, установленного НК РФ.
Следовательно, подписанная ненадлежащим образом жалоба не может быть рассмотрена вышестоящим налоговым органом, поскольку такая жалоба не может считаться поданной от имени налогоплательщика. В случае, если не подтверждены полномочия представителя, нет оснований говорить о том, что данному лицу предоставлено право действовать от имени налогоплательщика.
Более того, к жалобе не всегда прикладываются обосновывающие ее документы (абз.1 п.2 ст. 139 НК РФ), а из представленной жалобы невозможно правильно определить предмет обжалования (незаконные действия должностного лица или незаконное решение налогового органа) и заявляемые требования.
Кроме того, в отдельных случаях налогоплательщиками представляются неподписанные жалобы.
Следует учитывать, что целью обращения в вышестоящий налоговый орган является не только соблюдение налогоплательщиком досудебного порядка урегулирования спора, но и возможность устранения недостатков, допущенных при проведении налоговой проверки, что напрямую затрагивает интересы налогоплательщика. Это возможно только в том случае, если самим налогоплательщиком не нарушен установленный НК РФ порядок подачи жалобы в налоговый орган.
Если налогоплательщика не устраивает результат обжалования и он решит обратиться в суд, то ему следует иметь ввиду, что при изменении вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего органа (как вступившего, так и не вступившего в законную силу) именно решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных изменений будет являться юридическим актом, порождающим права и обязанности налогоплательщика и налогового органа. Вместе с тем, не исключается и обращение налогоплательщика в суд с требованием о признании недействительным решения вышестоящего органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на ненормативный акт нижестоящего налогового органа. Однако, в этом случае, должно быть соблюдено следующее условие: обжалуемое в суде решение вышестоящего налогового органа самостоятельно порождает дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством и отсутствовавшие в первоначальном обжалуемом решении.
Начать дискуссию