Новости ФНС

УФНС по Иркутской области информирует о налогообложении операций, связанных с производством и размещением социальной рекламы

ФНС России письмом от 18.11.2011 № ЕД-4-3/19322@ разъясняет изменения отдельных положений НК РФ, касающихся порядка налогообложения операций, связанных с производством и размещением социальной рекламы.

Информационное сообщение отдела работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по Иркутской области

 
ФНС России письмом от 18.11.2011 № ЕД-4-3/19322@ разъясняет изменения отдельных положений НК РФ, касающихся порядка налогообложения операций, связанных с производством и размещением социальной рекламы.
 
1. Налог на добавленную стоимость.
 
В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 235-ФЗ (далее - Федеральный закон № 235-ФЗ) п. 3 ст. 149 НК РФ дополнен новым подпунктом 32, согласно которому не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе.
 
Данные операции не подлежат налогообложению при соблюдении одного из следующих требований к социальной рекламе:
  • в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд;
  • в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино - и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд и такому упоминанию отведено не более 7 процентов площади кадра;
  • в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5 процентов рекламной площади (пространства).
 
Установленные вышеуказанным подпунктом требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.
 
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона № 235-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых данной статьей установлен иной срок вступления их в силу. Принимая во внимание, что указанный Федеральный закон был опубликован в «Российской газете» № 159 22.07.2011, п. 1 ст. 1 Федерального закона № 235-ФЗ вступает в силу с 1 октября 2011 года.
 
Пунктом 8 ст. 149 Кодекса установлено, что при изменении редакции п.п. 1 - 3 данной статьи (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты. В этой связи, освобождение от налогообложения, предусмотренное пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ, применяется в отношении услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе, оказанных, начиная с 1 октября 2011 года на безвозмездной основе.
 
Одновременно при применении освобождения от налогообложения указанных операций необходимо учитывать следующее. Понятие «социальная реклама» определено п.11 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), согласно которому социальная реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
 
Кроме того, статьей 3 Закона «О рекламе» определены следующие понятия:
  • рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
  • рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
 
Требования к социальной рекламе и порядку ее распространения установлены ст. 10 Федерального закона «О рекламе». Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона «О рекламе» заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном ГК РФ.
 
На основании п. 4 ст. 10 Федерального закона «О рекламе» в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных п. 5 данной статьи. При этом, п. 5 ст. 10 Федерального закона «О рекламе» установлено, что вышеуказанные ограничения не распространяются на упоминание об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным данной статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.
 
Таким образом, услуги по производству и (или) распространению социальной рекламы, оказываемые рекламопроизводителями и (или) рекламораспространителями, не облагаются налогом на добавленную стоимость в случае, если данные услуги оказаны на безвозмездной основе, при выполнении требований, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.
 
В целях реализации положений пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ налоговый орган (в случае сомнения в отношении правомерности и обоснованности применения рекламопроизводителями или рекламораспространителями освобождения от налогообложения соответствующих операций) вправе с соответствующим запросом обратиться в антимонопольный орган (в Федеральную антимонопольную службу), соответствующие органы государственной власти (органы местного самоуправления).
 
Кроме того, на основании п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
 
2. Налог на прибыль организаций.
 
Федеральным законом № 235-ФЗ внесены изменения в пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, который изложен в новой редакции и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2011 года.
 
В частности, с 1 января 2011 года к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности стало возможным относить доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров. Вышеуказанные доходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, если налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
 
Указанная норма может, в частности, распространяться на некоммерческую организацию-заказчика социальной рекламы, расходы по производству и размещению которой берут на себя производители, распространители или спонсоры. В этой связи, у некоммерческой организации не возникает внереализационный доход, и, как следствие, отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль (ранее налог уплачивался, он исчислялся исходя из рыночной стоимости социальной рекламы).
 
Кроме того, Федеральным законом № 235-ФЗ в п. 1 ст. 264 НК РФ введен пп. 48.4, согласно которому расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы, в соответствии с законодательством РФ о рекламе учитываются в составе прочих расходов при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ. Организации, которые понесли затраты на производство или распространение рекламы на безвозмездной для заказчика основе, могут учесть их в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Вышеприведенная норма вступает в силу с 1 января 2012 года.
 
Данная позиция согласована с Минфином России (письмо от 03.11.2011 № 03-07-15/117).
 
Контактные телефоны: 28-93-83, 28-93-84

Начать дискуссию