Существующий порядок обжалования решений налогового органа, принятых по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, а именно обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования спора между налогоплательщиком, налоговым агентом и налоговым органом действует с 1 января 2009 года. В соответствии с п.5 ст.101.2 НК РФ решение налогового органа по результатам выездной или камеральной проверки может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Соответственно с этого времени, если после принятия к производству заявления арбитражный суд установит, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора об обжаловании решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.
В связи с этим, налогоплательщик утратил право одновременно обращаться для разрешения спора в налоговые органы и судебные органы.
Количество жалоб, поступающих в адрес налоговых органов, от налогоплательщиков постоянно растет. За 2011 год специалистами Управления ФНС России по Псковской области рассмотрено 275 жалоб, за аналогичный период прошлого года было рассмотрено 252 жалобы. За январь 2012 года с учетом длинных праздничных дней поступило 28 подобных жалоб. Всего за 2011 год оспорено более 516 млн. руб., что на 15 процентов больше суммы 2010 года. Количество жалоб, по которым требования налогоплательщиков удовлетворены частично или в полном объеме, составило 36% от количества рассмотренных.
Рассмотрим процедуру подачи жалобы по результатам налоговых проверок в вышестоящий налоговый орган.
Налогоплательщик вправе подать апелляционную жалобу до момента вступления решения в силу, т.е. в течение десяти рабочих дней с даты вручения такого решения налогоплательщику (п.9 ст.101 и абзац 3 п.2 ст.139 НК РФ), или в течение года обжаловать решение, вступившее в законную силу. В любом из двух случаев – при подаче апелляционной жалобы или жалобы на вступившее в силу решение – обжалование в вышестоящий налоговый орган является обязательным этапом на пути налогоплательщика в суд.
Рассмотрим более подробно процедуру апелляционного обжалования решений налоговых органов.
Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который вынес обжалуемое решение (п.3 ст.139 НК РФ). Этот налоговый орган обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. В случае отправления апелляционной жалобы по почте днем ее подачи считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Управление ФНС России по Псковской области обязано рассмотреть жалобу в течение одного месяца со дня получения. Указанный срок может быть продлен руководителем или заместителем руководителя УФНС России по Псковской области для получения документов или информации, необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 рабочих дней.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
- оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения;
- отменить или изменить решение налогового органа полностью или частично и принять по делу новое решение;
- отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
В случае подачи апелляционной жалобы решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки, не вступит в силу, пока жалоба не будет рассмотрена и по ней не будет принято решение (абзац 2 п.9 ст.101 и п.1 ст.141 НК РФ). Это означает, что подача апелляционной жалобы автоматически откладывает срок исполнения обжалуемого решения налогового органа.
Следовательно, в ходе апелляционного разбирательства вышестоящий налоговый орган пересматривает по существу все материалы дела о налоговом правонарушении.
Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего органа, это решение вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим органом.
Если вышестоящий налоговый орган изменит решение нижестоящего органа, то его решение с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты его принятия вышестоящим органом.
Принятое по апелляционной жалобе вышестоящим налоговым органом решение можно обжаловать в суд. В этом случае срок для обращения в суд должен исчисляться со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено решение, стало известно о вступлении его в силу (п.5 ст.101.2 НК РФ).
Если решение налогового органа по результатам налоговой проверки вступило в силу, то налогоплательщик вправе подать жалобу в порядке, определяемом общими правилами ст. 139 – 141 НК РФ. При этом следует учесть, жалоба относительно вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (абзац 4 п.2 ст.139 НК РФ).
Увеличение срока обжалования (с трех месяцев до года) должно способствовать реализации нормы п.5 ст.101.2 НК РФ, предусматривающей обязательный досудебный порядок обжалования.
Согласно п.4 ст.101.2 НК РФ вышестоящий налоговый орган вправе по ходатайству заявителя приостановить исполнение обжалуемого решения, вступившего в силу.
В заключение следует сказать, что досудебное рассмотрение налоговых споров специализированными подразделениями - это шаг вперед во взаимодействии подразделений налоговых органов и налогоплательщиков, совершенствовании налогового контроля и разрешении возникающих конфликтов между налогоплательщиками и государством. При этом работа по рассмотрению налоговых споров подразделениями досудебного аудита налоговых органов направлена прежде всего на то, чтобы максимальное количество споров урегулировалось до обращения налогоплательщика в суд, а в суд попали только перспективные дела.
Соответственно с этого времени, если после принятия к производству заявления арбитражный суд установит, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора об обжаловании решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.
В связи с этим, налогоплательщик утратил право одновременно обращаться для разрешения спора в налоговые органы и судебные органы.
Количество жалоб, поступающих в адрес налоговых органов, от налогоплательщиков постоянно растет. За 2011 год специалистами Управления ФНС России по Псковской области рассмотрено 275 жалоб, за аналогичный период прошлого года было рассмотрено 252 жалобы. За январь 2012 года с учетом длинных праздничных дней поступило 28 подобных жалоб. Всего за 2011 год оспорено более 516 млн. руб., что на 15 процентов больше суммы 2010 года. Количество жалоб, по которым требования налогоплательщиков удовлетворены частично или в полном объеме, составило 36% от количества рассмотренных.
Рассмотрим процедуру подачи жалобы по результатам налоговых проверок в вышестоящий налоговый орган.
Налогоплательщик вправе подать апелляционную жалобу до момента вступления решения в силу, т.е. в течение десяти рабочих дней с даты вручения такого решения налогоплательщику (п.9 ст.101 и абзац 3 п.2 ст.139 НК РФ), или в течение года обжаловать решение, вступившее в законную силу. В любом из двух случаев – при подаче апелляционной жалобы или жалобы на вступившее в силу решение – обжалование в вышестоящий налоговый орган является обязательным этапом на пути налогоплательщика в суд.
Рассмотрим более подробно процедуру апелляционного обжалования решений налоговых органов.
Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который вынес обжалуемое решение (п.3 ст.139 НК РФ). Этот налоговый орган обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. В случае отправления апелляционной жалобы по почте днем ее подачи считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Управление ФНС России по Псковской области обязано рассмотреть жалобу в течение одного месяца со дня получения. Указанный срок может быть продлен руководителем или заместителем руководителя УФНС России по Псковской области для получения документов или информации, необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 рабочих дней.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
- оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения;
- отменить или изменить решение налогового органа полностью или частично и принять по делу новое решение;
- отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
В случае подачи апелляционной жалобы решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки, не вступит в силу, пока жалоба не будет рассмотрена и по ней не будет принято решение (абзац 2 п.9 ст.101 и п.1 ст.141 НК РФ). Это означает, что подача апелляционной жалобы автоматически откладывает срок исполнения обжалуемого решения налогового органа.
Следовательно, в ходе апелляционного разбирательства вышестоящий налоговый орган пересматривает по существу все материалы дела о налоговом правонарушении.
Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего органа, это решение вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим органом.
Если вышестоящий налоговый орган изменит решение нижестоящего органа, то его решение с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты его принятия вышестоящим органом.
Принятое по апелляционной жалобе вышестоящим налоговым органом решение можно обжаловать в суд. В этом случае срок для обращения в суд должен исчисляться со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено решение, стало известно о вступлении его в силу (п.5 ст.101.2 НК РФ).
Если решение налогового органа по результатам налоговой проверки вступило в силу, то налогоплательщик вправе подать жалобу в порядке, определяемом общими правилами ст. 139 – 141 НК РФ. При этом следует учесть, жалоба относительно вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (абзац 4 п.2 ст.139 НК РФ).
Увеличение срока обжалования (с трех месяцев до года) должно способствовать реализации нормы п.5 ст.101.2 НК РФ, предусматривающей обязательный досудебный порядок обжалования.
Согласно п.4 ст.101.2 НК РФ вышестоящий налоговый орган вправе по ходатайству заявителя приостановить исполнение обжалуемого решения, вступившего в силу.
В заключение следует сказать, что досудебное рассмотрение налоговых споров специализированными подразделениями - это шаг вперед во взаимодействии подразделений налоговых органов и налогоплательщиков, совершенствовании налогового контроля и разрешении возникающих конфликтов между налогоплательщиками и государством. При этом работа по рассмотрению налоговых споров подразделениями досудебного аудита налоговых органов направлена прежде всего на то, чтобы максимальное количество споров урегулировалось до обращения налогоплательщика в суд, а в суд попали только перспективные дела.
Отдел досудебного аудита
Начать дискуссию