Федеральным законом от 18 июля 2011 года №227-ФЗ внесены изменения в 1 часть Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), в соответствии с которыми предусмотрены 5 методов определения доходов для целей налогообложения. В отличие от ранее действующих положений, допускается использование комбинации двух и более из указанных методов, без строгой последовательности в их выборе.
При выборе метода определения трансфертных цен налогоплательщики и налоговые органы должны исходить из относительных преимуществ и недостатков каждого метода, уместности рассматриваемого метода с учетом сущности контролируемой сделки и доступности достаточно надежной информации по сопоставимым сделкам и компаниям.
Метод сопоставимости рыночных цен используется на основании сопоставления цены, применяемой в анализируемой сделке, с интервалом рыночных цен.
Затратный метод или метод цены последующей реализации похожи, но применяются в зависимости от выбора стороны рассматриваемой сделки, то есть продавца или покупателя. Если объектом анализа является производитель, то правильнее применять затратный метод. Его проще всего использовать для определения трансфертных цен по контролируемым сделкам при производстве (сборке) полуфабрикатов или оказании услуг. Метод цены последующей реализации используется в том случае, если объектом анализа является компания-перепродавец (дистрибьютор). Этот метод проще всего применять в том случае, если перепродавец не добавляет существенной стоимости к продукции. Поэтому на практике данный метод наилучшим образом может применяться в отношении компаний занимающихся перепродажей продукции независимой компании, но не добавляющих значительную стоимость к реализуемой продукции, так как это может значительно влиять на стоимость конечной продукции компании (следовательно, и на уровень валовой рентабельности) вне зависимости о цены приобретенных товаров (работ, услуг).
Следующий метод - метод сопоставимой рентабельности- похож на метод последующей реализации и затратный. Принципиальная разница лишь заключается в том, что используется показатель операционной (не валовой) рентабельности, взвешенный относительно соответствующей базы – затраты, выручка, активы.
В случае если на цену сделки влияют какие-либо уникальные нематериальные активы (НИОКР, ноу-хау, эксклюзивные патенты), стороны сделки несут значительные риски (в особенности инвестиционные) или деятельность сторон сильно взаимосвязана и результаты этой деятельности не могут быть оценены по отдельности, может быть использован метод распределения прибыли по сделке. Согласно этому методу прибыль или убыток, полученные взаимозависимыми компаниями от контролируемой сделки, распределяется между этими компаниями в соответствии с их вкладом в эту «совместную прибыль» .
Следует отметить, что в соответствии со ст. 105.7 п. 12, налогоплательщики при заключении сделок не обязаны руководствоваться данными методами для обоснования своей политики в области ценообразования в целях, не предусмотренных Кодексом.
При выборе метода определения трансфертных цен налогоплательщики и налоговые органы должны исходить из относительных преимуществ и недостатков каждого метода, уместности рассматриваемого метода с учетом сущности контролируемой сделки и доступности достаточно надежной информации по сопоставимым сделкам и компаниям.
Метод сопоставимости рыночных цен используется на основании сопоставления цены, применяемой в анализируемой сделке, с интервалом рыночных цен.
Затратный метод или метод цены последующей реализации похожи, но применяются в зависимости от выбора стороны рассматриваемой сделки, то есть продавца или покупателя. Если объектом анализа является производитель, то правильнее применять затратный метод. Его проще всего использовать для определения трансфертных цен по контролируемым сделкам при производстве (сборке) полуфабрикатов или оказании услуг. Метод цены последующей реализации используется в том случае, если объектом анализа является компания-перепродавец (дистрибьютор). Этот метод проще всего применять в том случае, если перепродавец не добавляет существенной стоимости к продукции. Поэтому на практике данный метод наилучшим образом может применяться в отношении компаний занимающихся перепродажей продукции независимой компании, но не добавляющих значительную стоимость к реализуемой продукции, так как это может значительно влиять на стоимость конечной продукции компании (следовательно, и на уровень валовой рентабельности) вне зависимости о цены приобретенных товаров (работ, услуг).
Следующий метод - метод сопоставимой рентабельности- похож на метод последующей реализации и затратный. Принципиальная разница лишь заключается в том, что используется показатель операционной (не валовой) рентабельности, взвешенный относительно соответствующей базы – затраты, выручка, активы.
В случае если на цену сделки влияют какие-либо уникальные нематериальные активы (НИОКР, ноу-хау, эксклюзивные патенты), стороны сделки несут значительные риски (в особенности инвестиционные) или деятельность сторон сильно взаимосвязана и результаты этой деятельности не могут быть оценены по отдельности, может быть использован метод распределения прибыли по сделке. Согласно этому методу прибыль или убыток, полученные взаимозависимыми компаниями от контролируемой сделки, распределяется между этими компаниями в соответствии с их вкладом в эту «совместную прибыль» .
Следует отметить, что в соответствии со ст. 105.7 п. 12, налогоплательщики при заключении сделок не обязаны руководствоваться данными методами для обоснования своей политики в области ценообразования в целях, не предусмотренных Кодексом.
Начать дискуссию