Бесплатная раздача товаров в рекламных целях НДС не облагается, но входной НДС по приобретенной для этого продукции можно принять к вычету.
Организация в ходе своей торговой деятельности бесплатно распространяла в рекламных целях товары стоимостью до 100 руб., приобретенные у третьих лиц. В декларации данная операция отражалась по коду 1010275 (передача в рекламных целях товаров, которые не подлежат налогообложению на основании подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). По итогам камеральной проверки инспекция отказала налогоплательщику в вычете НДС, уплаченного поставщикам в стоимости приобретенной для рекламы продукции. Налоговый орган счел, что нормы абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период - до 1 октября 2011 г.) не распространяются на торговую деятельность. Инспекция указала, что НДС нужно было учесть в стоимости рекламных материалов и восстановить в периоде, когда рекламные материалы были реализованы. Организация оспорила доначисление налога в судебном порядке.
Суды всех трех инстанций встали на сторону налогоплательщика в силу следующего. Арбитражный суд указал, что налогоплательщик действительно не вправе применить положения абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ, поскольку у него нет расходов на производство товаров. Однако суды пришли к выводу, что спорные операции были ошибочно отнесены в декларации к освобожденным от налогообложения. По мнению судов, распространение рекламных материалов представляло собой передачу товаров для собственных нужд, которая осуществляется для целей основной деятельности, облагаемой НДС. В силу подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ передача товаров для собственных нужд облагается НДС только в том случае, если затраты на их приобретение не учитываются в расходах по налогу на прибыль. Поскольку затраты на приобретение продукции правомерно были учтены в расходах, объект налогообложения НДС при распространении рекламных товаров отсутствовал.
Что касается применения вычета, то суды отметили следующее. Согласно подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ не принимается к вычету НДС, предъявленный при приобретении товаров для операций, которые не признаются объектом обложения НДС в силу п. 2 ст. 146 НК РФ. В указанной норме передача товаров для собственных нужд не упоминается. Кроме того, поскольку организация приобретала рекламные материалы для осуществления основной деятельности, облагаемой НДС, ею выполнены все условия для получения вычетов, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ. Тот факт, что налогоплательщик самостоятельно отразил в декларации спорную операцию как реализацию, освобожденную от НДС в силу подпункта 25 п. 3 ст. 149 НК РФ (а не как операцию, не являющуюся объектом налогообложения), не означает, что указанные операции являются объектом налогообложения. Суды указали, что положения ст. ст. 171, 172 НК РФ не ставят право на применение вычетов в зависимость от кода, по которому в налоговой декларации отражена та или иная операция.
Организация в ходе своей торговой деятельности бесплатно распространяла в рекламных целях товары стоимостью до 100 руб., приобретенные у третьих лиц. В декларации данная операция отражалась по коду 1010275 (передача в рекламных целях товаров, которые не подлежат налогообложению на основании подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). По итогам камеральной проверки инспекция отказала налогоплательщику в вычете НДС, уплаченного поставщикам в стоимости приобретенной для рекламы продукции. Налоговый орган счел, что нормы абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период - до 1 октября 2011 г.) не распространяются на торговую деятельность. Инспекция указала, что НДС нужно было учесть в стоимости рекламных материалов и восстановить в периоде, когда рекламные материалы были реализованы. Организация оспорила доначисление налога в судебном порядке.
Суды всех трех инстанций встали на сторону налогоплательщика в силу следующего. Арбитражный суд указал, что налогоплательщик действительно не вправе применить положения абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ, поскольку у него нет расходов на производство товаров. Однако суды пришли к выводу, что спорные операции были ошибочно отнесены в декларации к освобожденным от налогообложения. По мнению судов, распространение рекламных материалов представляло собой передачу товаров для собственных нужд, которая осуществляется для целей основной деятельности, облагаемой НДС. В силу подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ передача товаров для собственных нужд облагается НДС только в том случае, если затраты на их приобретение не учитываются в расходах по налогу на прибыль. Поскольку затраты на приобретение продукции правомерно были учтены в расходах, объект налогообложения НДС при распространении рекламных товаров отсутствовал.
Что касается применения вычета, то суды отметили следующее. Согласно подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ не принимается к вычету НДС, предъявленный при приобретении товаров для операций, которые не признаются объектом обложения НДС в силу п. 2 ст. 146 НК РФ. В указанной норме передача товаров для собственных нужд не упоминается. Кроме того, поскольку организация приобретала рекламные материалы для осуществления основной деятельности, облагаемой НДС, ею выполнены все условия для получения вычетов, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ. Тот факт, что налогоплательщик самостоятельно отразил в декларации спорную операцию как реализацию, освобожденную от НДС в силу подпункта 25 п. 3 ст. 149 НК РФ (а не как операцию, не являющуюся объектом налогообложения), не означает, что указанные операции являются объектом налогообложения. Суды указали, что положения ст. ст. 171, 172 НК РФ не ставят право на применение вычетов в зависимость от кода, по которому в налоговой декларации отражена та или иная операция.
Начать дискуссию