Новости ФНС

Оценить добросовестность своих контрагентов можно с помощью интернет-сервиса ФНС

Умышленное использование в деятельности хозяйствующего субъекта «фирм-однодневок» является одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения и получения необоснованной налоговой выгоды.
Умышленное использование в деятельности хозяйствующего субъекта «фирм-однодневок» является одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения и получения необоснованной налоговой выгоды.

Как таковое понятие «фирма-однодневка» в законодательстве не закреплено, тем не менее, им широко пользуются государственные надзорные органы и суды. Под «фирмой-однодневкой» в общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д. (Письмо ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84).

Суть схемы с участием «фирм-однодневок» сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Перекладывая налоговое бремя на «фирму-однодневку», организации не только не уплачивают налоги, но и получают экономию в виде наличных средств. Иными словами, не уплаченные в бюджет налоги обращаются в наличные деньги в руках руководителей организаций - недобросовестных налогоплательщиков.

Следовательно, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами, имеющими признаки «фирм-однодневок», без наличия разумных экономических причин, говорит лишь об исключительной цели извлечения необоснованной налоговой выгоды.

Проанализировав судебную практику по вопросу привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, отметим, что налоговые органы указывают на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, ссылаясь на наличие у контрагента  трех основных признаков «фирмы - однодневки»: «массовый» руководитель, «массовый» учредитель, «массовый» заявитель (Постановление ФАС Московского округа от 17 декабря 2009 г. № КА-А40/14190-09).

При таких обстоятельствах налоговые органы соответственно приходят к выводу о том, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента, а первичные документы, представленные в обоснование расходов, содержат недостоверные и противоречивые сведения.

При этом необходимо отметить, что большинство судебных споров в отношении участия в хозяйственных операциях налогоплательщика «фирм-однодневок» складывается в пользу налогоплательщика если он проявил должную осмотрительность и осторожность при совершении сделок путем истребования документов, подтверждающих регистрацию контрагентов в качестве юридического лица и полномочия лиц, действовавших от их имени, и использования сведений, содержащихся на официальном сайте ФНС России.

Однако при заключении сделок налогоплательщику необходимо было не только запросить у контрагентов уставные и регистрационные документы, но и удостовериться в личности лиц, подписавших договоры и первичные документы, а также в наличии у них соответствующих полномочий (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2010 г. по делу № А33-399/2010).

В свою очередь, как указал Высший Арбитражный Суд, добросовестный налогоплательщик не должен нести отрицательные последствия за ненадлежащие действия своих контрагентов, в отношении которых он выполнил свои обязательства. Факт нарушения контрагентами общества своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды (определение ВАС РФ от 16 августа 2010 г. № ВАС-10593/10 по делу № А53-14513/2009).

При этом налогоплательщик в целях минимизации рисков в отношении недопущения участия в хозяйственных операциях «фирм-однодневок» может произвести самостоятельную работу, которую можно свести к следующему:
  • профилактические меры в целях недопущения контактов с «фирмами-однодневками»;
  • разумное налоговое планирование в целях недопущения признания собственных организаций «фирмами-однодневками»;
  • меры реагирования, если контакты с «фирмами-однодневками» все-таки состоялись.

Кроме того, следует отметить, что проведение работы по самостоятельной оценке рисков является доводом в пользу налогоплательщика при рассмотрении споров в суде.

Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ рекомендует провести ревизию совершенных сделок и текущих договоров на предмет наличия следующих признаков:
  • выступление контрагента, имеющего признаки «фирмы-однодневки», в роли посредника;
  • наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
  • отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно осуществляется физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
  • отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
  • выпуск, покупка (продажа) контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача (получение) займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
  • существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Мониторинг контрагентов можно провести по следующим основаниям:
  • адреса массовой регистрации;
  • юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
  • решения налоговых органов об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ;
  • прочие изменения, происходящие в юридических лицах, потенциально влекущие риски.

При этом, проверить, не является ли адрес государственной регистрации контрагента адресом массовой регистрации, можно на официальном сайте ФНС России   www.nalog.ru. Для этого на главной странице сайта необходимо выбрать вкладку Электронные услуги — «проверь себя и контрагента».

В свою очередь, при обнаружении среди своих контрагентов «фирм-однодневок» рекомендуется провести следующие мероприятия:
  • уточнить налоговые декларации за соответствующий период путем исключения сомнительных операций при расчете налоговых обязательств;
  • уведомить налоговые органы о мерах, принятых для снижения данных рисков (уточнения налоговых обязательств).

Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять пояснительную записку по форме, рекомендованной ФНС России (Приложение 5 к Приказу №ММ-3-06/333@). В тексте пояснительной записки организация признает, что при осуществлении мероприятий по самостоятельной оценке налоговых рисков были обнаружены случаи недостаточной должной осмотрительности. В связи с этим организация просит налоговый орган принять уточненные расчеты и не применять к ней меры в виде внеплановых налоговых проверок.

В свою очередь, дела, связанные с «фирмами-однодневками», зачастую становятся предметом пристального внимания правоохранительных органов. Таким образом, дабы минимизировать риски возможных негативных последствий, советуем налогоплательщикам не пренебрегать самостоятельным проведением оценки своих контрагентов на предмет наличия признаков «фирм-однодневок».

Начать дискуссию