Система досудебного урегулирования налоговых споров все более эффективно защищает права и интересы налогоплательщиков. За 2011 год в досудебном порядке в Пермском крае было рассмотрено 1225 жалоб налогоплательщиков, из которых удовлетворено частично или полностью 586 жалоб, что составляет 48 процентов.
В соответствии с положениями статей 100, 101, 101.4 , 137-140 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение налоговых споров могут осуществляеться на двух основных стадиях досудебного урегулирования:
а) при рассмотрении возражений (разногласий) налогоплательщиков на стадии рассмотрения материалов проверки (от момента вручения акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля до вынесения решения);
б) при рассмотрении заявлений и жалоб налогоплательщиков на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера.
а) при рассмотрении возражений (разногласий) налогоплательщиков на стадии рассмотрения материалов проверки (от момента вручения акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля до вынесения решения);
б) при рассмотрении заявлений и жалоб налогоплательщиков на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера.
При этом, как правило, используется вторая способ – подача жалобы в вышестоящий налоговый орган, когда решение Инспекции уже состоялось и подлежит исполнению.
Путь, безусловно, эффективный, поскольку в каждом втором случае подачи такой жалобы действие противоправного решения Инспекции прекращается частично или полностью.
Тем не менее, практика показывает, что решить налоговый спор на этапе рассмотрения материалов проверки непосредственно в Инспекции можно не менее эффективно. Это реально сделать в период - от момента вручения акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля до вынесения решения. В 2011 году таким способом в крае было оспорено 3432 акта, в 2308 случаях (67%) решения принимались в пользу налогоплательщиков.
Преимущества очевидны - сокращаются сроки рассмотрения жалобы, исключаются ситуации, когда по вынесенному решению у налогоплательщика возникает обязанность уплатить доначисленные налоги, пени и штрафы.
Руководствуясь нормами Налогового кодекса (ст. 100, 101.4) Управление рекомендует - при получении акта налогового контроля и несогласии c позицией Инспекции возражения и подтверждающие документы представлять незамедлительно.
Руководствуясь нормами Налогового кодекса (ст. 100, 101.4) Управление рекомендует - при получении акта налогового контроля и несогласии c позицией Инспекции возражения и подтверждающие документы представлять незамедлительно.
Практические советы и рекомендации.
1. Порядок и сроки подачи возражений и подтверждающих документов регламентированы в статьях 100, 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации. Информация размещена в каждом акте налогового контроля.
2. Возражения и документы должны быть приняты и рассмотрены должностным лицом Инспекции в присутствии налогоплательщика или его представителей.
3. Уклонение от получения акта налогового контроля лишает налогоплательщика возможности на эффективную защиту своих прав и законных интересов.
2. Возражения и документы должны быть приняты и рассмотрены должностным лицом Инспекции в присутствии налогоплательщика или его представителей.
3. Уклонение от получения акта налогового контроля лишает налогоплательщика возможности на эффективную защиту своих прав и законных интересов.
Начать дискуссию