Согласно статьи 105.15 Налогового кодекса (Кодекс) налогоплательщик обязан представлять по требованию ФНС России документацию относительно конкретной контролируемой сделки.
При этом необходимо принимать во внимание переходные положения, предусмотренные пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». Положения статей 105.15 - 105.17 Кодекса до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно: в 2012 году – 100 млн. рублей, в 2013 году – 80 млн. рублей.
Под документацией в целях налогового контроля понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации).
При оценке содержания, объема и уровня детализации предоставляемой информации, а также принимая во внимание, что отдельные положения пунктов 1 и 2 статьи 105.15 Кодекса содержат открытые перечни информации, налогоплательщикам необходимо руководствоваться принципом, установленным пунктом 6 статьи 105.15 Кодекса, согласно которому детальность и основательность представляемой в ФНС России документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).
ФНС России также рекомендует осуществлять мониторинг цен в контролируемых сделках и подготовку определенных разделов документации, например, расчет интервалов рыночных цен (рентабельности), в период совершения контролируемой сделки или в период установления цены в контролируемой сделке. Такой подход к процессу подготовки документации соответствует положениям пункта 7 статьи 105.8 Кодекса.
При этом в силу пункта 7 статьи 105.8 Кодекса при расчете интервала рентабельности используется информация, имеющаяся по состоянию на момент совершения контролируемой сделки, но не позднее 31 декабря календарного года, в котором совершена контролируемая сделка, либо данные бухгалтерской отчетности за три календарных года, непосредственно предшествующие календарному году, в котором была совершена анализируемая сделка (либо календарному году, в котором были установлены цены в анализируемой сделке). Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 105.8 Кодекса к вышеуказанной информации относится информация налогоплательщика о совершенных им сделках с лицами, не являющимися с ним взаимозависимыми.
Подготовленная и представленная документация, обосновывающая рыночный уровень цен в контролируемых сделках, в соответствии с порядком, установленным статьей 105.15 Кодекса, освобождает налогоплательщика от ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.3 Кодекса, а также будет учитываться ФНС России при проведении предпроверочного анализа, для оценки целесообразности принятия решения о назначении мероприятий налогового контроля, предусмотренных главой 14.5 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 93 Кодекса непредставление в установленные сроки налогоплательщиком запрашиваемых документов при проведении налоговой проверки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса и статьей 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 105.15 Кодекса налогоплательщики не обязаны представлять документацию в следующих случаях:
1) если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольных органов в соответствии с пунктом 8 статьи 105.3 Кодекса либо цена является регулируемой и применяется в соответствии со статьей 105.4 Кодекса;
2) при осуществлении налогоплательщиком сделок с лицами, с которыми он не является взаимозависимым;
3) при сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (с учетом положений главы 25 Кодекса);
4) при осуществлении сделок, в отношении которых в соответствии с главой 14.6 Кодекса заключено соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.
Подробнее об этом читайте в письме ФНС России от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@.
При этом необходимо принимать во внимание переходные положения, предусмотренные пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». Положения статей 105.15 - 105.17 Кодекса до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно: в 2012 году – 100 млн. рублей, в 2013 году – 80 млн. рублей.
Под документацией в целях налогового контроля понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации).
При оценке содержания, объема и уровня детализации предоставляемой информации, а также принимая во внимание, что отдельные положения пунктов 1 и 2 статьи 105.15 Кодекса содержат открытые перечни информации, налогоплательщикам необходимо руководствоваться принципом, установленным пунктом 6 статьи 105.15 Кодекса, согласно которому детальность и основательность представляемой в ФНС России документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).
ФНС России также рекомендует осуществлять мониторинг цен в контролируемых сделках и подготовку определенных разделов документации, например, расчет интервалов рыночных цен (рентабельности), в период совершения контролируемой сделки или в период установления цены в контролируемой сделке. Такой подход к процессу подготовки документации соответствует положениям пункта 7 статьи 105.8 Кодекса.
При этом в силу пункта 7 статьи 105.8 Кодекса при расчете интервала рентабельности используется информация, имеющаяся по состоянию на момент совершения контролируемой сделки, но не позднее 31 декабря календарного года, в котором совершена контролируемая сделка, либо данные бухгалтерской отчетности за три календарных года, непосредственно предшествующие календарному году, в котором была совершена анализируемая сделка (либо календарному году, в котором были установлены цены в анализируемой сделке). Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 105.8 Кодекса к вышеуказанной информации относится информация налогоплательщика о совершенных им сделках с лицами, не являющимися с ним взаимозависимыми.
Подготовленная и представленная документация, обосновывающая рыночный уровень цен в контролируемых сделках, в соответствии с порядком, установленным статьей 105.15 Кодекса, освобождает налогоплательщика от ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.3 Кодекса, а также будет учитываться ФНС России при проведении предпроверочного анализа, для оценки целесообразности принятия решения о назначении мероприятий налогового контроля, предусмотренных главой 14.5 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 93 Кодекса непредставление в установленные сроки налогоплательщиком запрашиваемых документов при проведении налоговой проверки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса и статьей 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 105.15 Кодекса налогоплательщики не обязаны представлять документацию в следующих случаях:
1) если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольных органов в соответствии с пунктом 8 статьи 105.3 Кодекса либо цена является регулируемой и применяется в соответствии со статьей 105.4 Кодекса;
2) при осуществлении налогоплательщиком сделок с лицами, с которыми он не является взаимозависимым;
3) при сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (с учетом положений главы 25 Кодекса);
4) при осуществлении сделок, в отношении которых в соответствии с главой 14.6 Кодекса заключено соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.
Подробнее об этом читайте в письме ФНС России от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@.
Начать дискуссию