УФНС России по Волгоградской области напоминает, что ст. 137 Налогового кодекса РФ каждому налогоплательщику или налоговому агенту предоставлено право обжаловать акты налоговых органов, а также действия или бездействие их должностных лиц, нарушающие, по его мнению, его права.
До 1 января 2009 года налогоплательщики или налоговые агенты могли самостоятельно выбирать, как обжаловать решение налогового органа о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности), принимаемое должностным лицом налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (выездной или камеральной). Сейчас налогоплательщик или налоговый агент обязательно должен пройти досудебную стадию рассмотрения спора путём подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. Вместе с тем, установленный порядок не исключает возможности обращения впоследствии за защитой в суд.
Так, в силу п. 2 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ решение территориального налогового органа, не вступившее в силу, может быть обжаловано в Управлении ФНС России по субъекту путем подачи апелляционной жалобы. Следует отметить, что апелляционный порядок обжалования имеет ряд преимуществ.
Так, с момента представления налогоплательщиком апелляционной жалобы и до момента вынесения Управлением ФНС России по субъекту решения по жалобе территориальный налоговый орган не имеет права производить действия, направленные на взыскание доначисленных сумм, первым этапом которых является выставление в установленном статьей 69 Налогового кодекса РФ порядке требования об уплате налога (сбора), пени, штрафа.
Обращаем внимание, что на подготовку апелляционной жалобы налогоплательщику предоставлено 10 рабочих дней, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков - 20.
При этом важно соблюдать установленный пунктом 3 статьи 139 Налогового кодекса РФ порядок подачи апелляционной жалобы, предписывающий, в частности, условие о представлении апелляционной жалобы в налоговый орган, вынесший обжалуемое решение, который, в свою очередь, обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, т.е. Управление ФНС России по субъекту.
Следует особо подчеркнуть, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность восстановления срока для апелляционного обжалования, в случае его пропуска по какой-либо причине (в том числе уважительной).
Между тем, и в случае подачи жалобы на вступившее в силу решение налогового органа налогоплательщик не лишается возможности приостановить исполнение обжалуемого решения. Так, в частности, в соответствии с п. 4 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.
Однако данная норма не устанавливает обязанность вышестоящего налогового органа безусловно удовлетворять такое ходатайство. При отсутствии достаточных оснований для удовлетворения, полученное ходатайство может быть и отклонено должностным лицом Управления ФНС России по субъекту, рассматривающим жалобу.
До 1 января 2009 года налогоплательщики или налоговые агенты могли самостоятельно выбирать, как обжаловать решение налогового органа о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности), принимаемое должностным лицом налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (выездной или камеральной). Сейчас налогоплательщик или налоговый агент обязательно должен пройти досудебную стадию рассмотрения спора путём подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. Вместе с тем, установленный порядок не исключает возможности обращения впоследствии за защитой в суд.
Так, в силу п. 2 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ решение территориального налогового органа, не вступившее в силу, может быть обжаловано в Управлении ФНС России по субъекту путем подачи апелляционной жалобы. Следует отметить, что апелляционный порядок обжалования имеет ряд преимуществ.
Так, с момента представления налогоплательщиком апелляционной жалобы и до момента вынесения Управлением ФНС России по субъекту решения по жалобе территориальный налоговый орган не имеет права производить действия, направленные на взыскание доначисленных сумм, первым этапом которых является выставление в установленном статьей 69 Налогового кодекса РФ порядке требования об уплате налога (сбора), пени, штрафа.
Обращаем внимание, что на подготовку апелляционной жалобы налогоплательщику предоставлено 10 рабочих дней, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков - 20.
При этом важно соблюдать установленный пунктом 3 статьи 139 Налогового кодекса РФ порядок подачи апелляционной жалобы, предписывающий, в частности, условие о представлении апелляционной жалобы в налоговый орган, вынесший обжалуемое решение, который, в свою очередь, обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, т.е. Управление ФНС России по субъекту.
Следует особо подчеркнуть, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность восстановления срока для апелляционного обжалования, в случае его пропуска по какой-либо причине (в том числе уважительной).
Между тем, и в случае подачи жалобы на вступившее в силу решение налогового органа налогоплательщик не лишается возможности приостановить исполнение обжалуемого решения. Так, в частности, в соответствии с п. 4 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.
Однако данная норма не устанавливает обязанность вышестоящего налогового органа безусловно удовлетворять такое ходатайство. При отсутствии достаточных оснований для удовлетворения, полученное ходатайство может быть и отклонено должностным лицом Управления ФНС России по субъекту, рассматривающим жалобу.
Начать дискуссию