Новости ФНС

УФНС по Республике Хакасия поясняет порядок рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, вынесенное в порядке ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации, вышестоящий налоговый орган вправе:
В связи с возникающими вопросами о пределах рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом УФНС России по Республике Хакасия разъясняет следующее.

В зависимости от предмета и вида жалобы (апелляционная жалоба на не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, жалоба на вступившее в силу решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, жалоба на иные акты ненормативного характера налоговых органов жалоба на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов) пунктом 2 статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации установлены возможные варианты решений, принимаемых вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения того или иного вида жалоб налогоплательщиков.
    
Так, по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, вынесенное в порядке ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации,  вышестоящий налоговый орган вправе:
1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
 
По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу, т.е. признать действия (бездействие) незаконными и обязать соответствующих должностных лиц отказаться от их совершения (совершить необходимые действия), либо оставить жалобу без удовлетворения.

По итогам рассмотрения жалобы на акты ненормативного характера налогового органа (в том числе на вступившие в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности) вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение.

Как показывает практика рассмотрения налоговых споров, основным проблемным вопросом до недавнего времени являлся вопрос полномочий вышестоящего налогового органа при принятии по итогам рассмотрения апелляционной жалобы нового решения.

Вместе с тем, данные вопросы были разрешены Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствующих Постановлениях  (сформулированы определенные правовые позиции применения ст.140 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Во-первых, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении от 28.07.2009 №5172/09 была сформулирована правовая позиция о том, что по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган не вправе принимать решение о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, не взысканных оспариваемым решением нижестоящего налогового органа, т.е. каким-либо образом ухудшать положение налогоплательщика по итогам рассмотрения его жалобы.

Во-вторых, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении от 03.04.2012 №15129/11  была сформулирована ранее уже высказанная Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.02.2011 №194-О-О позиция о том, что вышестоящий налоговый орган в случае отмены решения нижестоящего налогового органа по причине нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (п.14 ст.101 Налогового кодекса РФ) вправе самостоятельно, без проведения повторной выездной налоговой проверки,  вынести новое решение о доначислении налогов по обстоятельствам и правонарушениям, выявленным в результате проверки, проведенной нижестоящим налоговым органом.

Таким образом, с учетом сложившейся арбитражной практики, вышестоящий налоговый орган, установив нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, допущенные нижестоящим налоговым органом, вправе отменить оспариваемое решение, рассмотреть материалы налоговой проверки по существу и принять новое решение о доначислении налогов, пени, санкций, но только по обстоятельствам и нарушениям, выявленным нижестоящим налоговым органом, поскольку по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговой орган не может принимать решение о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, не взысканных решением нижестоящего налогового органа.   
Правовой отдел УФНС России по Республике Хакасия

Начать дискуссию