Новости ФНС

УФНС по Чукотскому АО уточняет порядок подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган

О порядке подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган. Особенности обжалования.

Каждый гражданин или юридическое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера и их действия в вышестоящий налоговый орган (ст. 137, п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекса)). Под актами инспекции ненормативного характера понимаются любые документы, подписанные начальником или заместителем начальника инспекции.

К актам налоговых органов ненормативного характера относятся решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятые по результатам рассмотрения материалов камеральной или выездной налоговых проверок (ст. 101 Кодекса).

Согласно ст. 139 - ст. 141 Кодекса, кроме решений о привлечении, либо об отказе в привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения, также могут быть обжалованы:
- действия или бездействие налоговых органов;
- решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, принятые в соответствии со ст. 101.4. Кодекса;
- решения об отказе в зачете или возврате налога;
- требования об уплате налога, пеней, штрафа;
- иные акты.

Жалобы на решения и действия инспекций Чукотского автономного округа рассматриваются Управлением Федеральной налоговой службы по Чукотскому АО.

Обращаем Ваше внимание на некоторые особенности подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган.

1. Обжалование решений, принятых  ИФНС в порядке ст. 101 Кодекса (решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение об отказе).

Если вы получили решение инспекции и не согласны с ним, то его можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган. Жалобу можно подать как на вступившее в силу решение, так и на еще не действующее (апелляционный порядок обжалования).

Сроки подачи. Апелляционная жалоба подается в течение 10 дней с момента получения решения, то есть до его вступления в силу. Когда решение уже вступило в силу, претензии можно предъявить в течение одного года с момента его вынесения.

Варианты обжалования. Апелляционная жалоба подается в налоговый орган, который вынес решение. Если решение вступило в силу, и не было обжаловано в апелляционном порядке, то жалоба подается в УФНС.

Любая из жалоб может быть подана как в целом на решение, так и на отдельные его части. Не рассматриваются жалобы, в которых приведены необоснованные доводы, то есть нельзя просто написать, что вы не согласны с решением, без указания причин.

Необходимость подачи жалобы. Процедура обязательная, поскольку сразу в суд с этим решением обратиться нельзя. Решение налогового органа можно обжаловать в суде только после того, как ваши претензии будут рассмотрены в УФНС.

2. Обжалование действий налоговых органов и их должностных лиц вышестоящему должностному лицу, а также решений налоговых органов, принятых ИФНС в порядке статьи 101.4 Кодекса (решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, решение об отказе).

Сроки  и порядок подачи. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Варианты обжалования. Апелляционный порядок обжалования не предусмотрен.

В случае пропуска срока на подачу жалобы по уважительной причине этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом (вышестоящим налоговым органом).

Необходимость подачи жалобы. Обязательный порядок досудебного обжалования не предусмотрен.

Таким образом, еще раз обращаем внимание налогоплательщиков на то, что порядок обжалования решений налоговых органов в порядке статьи 101 и статьи 101.4 Кодекса различны.

Начать дискуссию