Новости ФНС

Оснований для привлечения к субсидиарной ответственности стало больше

В Законе о банкротстве расширен список оснований для привлечения к субсидиарной ответственности.

В Законе о банкротстве расширен список оснований для привлечения к субсидиарной ответственности.

Понятие субсидиарная ответственность генерального директора, других лиц и самой компании до недавнего времени представлялось весьма размыто, но сегодня каждый руководитель может ответить за долги компании своим собственным имуществом. Распространенное заблуждение — учредители отвечают за долги компании только в рамках уставного фонда из нескольких тысяч рублей. Об этом рассказали подробно в отделе обеспечения процедуры банкротства МИФНС России №14 по Алтайскому краю.

Субсидиарная ответственность — это финансовая ответственность физического лица в размере всей непогашенной задолженности компании перед кредиторами и уполномоченными органами. Субсидиарная ответственность физического лица — это его финансовая ответственность в размере всей непогашенной задолженности компании перед кредиторами и уполномоченными органами.

Вступившие в силу 5 июня 2009 года на основании Федерального закона от 28.04.2009 № 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), существенно увеличили возможности кредиторов по привлечению к субсидиарной ответственности директора, учредителя, главного бухгалтера и других физических лиц, ответственных за деятельность должника.

Теперь для круга лиц, которых можно привлечь к субсидиарной ответственности, вводится специальный термин — «контролирующее должника лицо».
 

Контролирующее должника лицо – это лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью) - ст.2 Закона о банкротстве.
 

Таким образом, в соответствии с новыми нормами к субсидиарной ответственности можно привлечь любое физическое лицо, которое может быть даже никак не связано с должником юридически, но фактически управляло им определенный период за последние два года до банкротства, что подтверждается, например, показаниями свидетелей. Ответственность бывшего директора и других лиц, причастных к деятельности компании, стала реальной.

Ликвидация компании путем смены ее должностных лиц, либо реорганизация в форме слияния или присоединения позволяют переложить ответственность на нового генерального директора или юридическое лицо с момента внесения соответствующего изменения в ЕГРЮЛ, но не освобождают от ответственности реального генерального директора и учредителя за действия, совершенные в период их руководства компанией.

Если компания с задолженностью перед бюджетом была продана новому ответственному лицу, то новый генеральный директор будет нести ответственность за погашение этого долга, но ответственность за создание задолженности несет тот генеральный директор, который руководил компанией в момент создания этого долга.

Безусловной новеллой является предполагаемая теперь изначально презумпция виновности контролирующего должника лица: «Контролирующее должника лицо не отвечает за вред, причиненный имущественным правам кредиторов, если докажет, что действовало добросовестно и разумно в интересах должника» — п.4 ст.10 Закона о банкротстве. Также значительно расширяется список прямых и косвенных оснований для привлечения к субсидиарной ответственности.

Поправки к Закону о банкротстве значительно расширяют список прямых и косвенных оснований для привлечения к субсидиарной ответственности. Теперь, например, ответственность директора как руководителя компании предполагает субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета отсутствуют, или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника, либо если указанная информация искажена.

Заявление о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве, рассматривается арбитражным судом в деле о банкротстве должника. Указанное заявление может быть подано в ходе конкурсного производства как арбитражным управляющим по своей инициативе, так и конкурсными кредиторами, и уполномоченным органом.

В соответствии с п.6 ст. 10 Закона о банкротстве производство по делу о банкротстве не может быть прекращено до вынесения арбитражным судом определения по требованию о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности.

В нашем законодательстве есть специальное понятие — отсутствующий должник и специальная процедура — упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника, минуя наблюдение в порядке статей 227-230 Закона о банкротстве. Сегодня кредитор не будет искать руководителя, сегодня закон дает кредитору реальную возможность привлечь контролирующее должника лицо к субсидиарной ответственности, и отсутствие должника только упрощает ему задачу. Ответственность учредителей ООО (или компании другой организационно-правовой формы) за долги компании «висит» над ними постоянно.

Если арбитражный управляющий действует в интересах должника, действия контролирующего лица будут признаны добросовестными и разумными в рамках экономической целесообразности и обычного предпринимательского риска. Если арбитражный управляющий действует в интересах кредитора, результат для контролирующего должника лица будет прямо противоположный. Инициатива банкротства должником позволяет контролирующему лицу избежать субсидиарной ответственности перед кредиторами.

Для справки: по определению Закона о банкротстве конкурсные кредиторы - это кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия). Ну, а уполномоченный орган — это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с Постановлением Правительства от 29.05.2004 № 257 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей) является Федеральная налоговая служба.

Начать дискуссию