Управление ФНС России по Московской области продолжает публикацию разъяснений по вопросам налогообложения имущества, поступающим на «горячую линию» отдела имущественных налогов:
Вопрос: какие документы о праве на недвижимость являются основанием для признания гражданина плательщиком налога на имущество?
Разъяснения: В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налога признаются физические лица – собственники следующего имущества, признаваемого объектом налогообложения: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на перечисленное имущество.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи подлежит регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу данного Закона (на территории Московской области вступил в силу с 01.02.1998), признаются юридически действительными и при отсутствии их регистрации в ЕГРП.
Учитывая изложенное, плательщиком налога признаются физические лица, обладающие документами, удостоверяющими право собственности на налогооблагаемое имущество, зарегистрированное в ЕГРП в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ, либо документами, удостоверяющими право собственности на имущество, являющееся объектом налогообложения, выданными до вступления в силу Федерального закона от 21.7.1997 № 122-ФЗ (например, свидетельство о праве собственности на квартиру, выданное БТИ до 1998 г.).
Вопрос: кто является плательщиком налога в отношении земельных участков на территории садоводческих, огороднических или дачных объединений?
Разъяснения: В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено Налоговым кодексом.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), которая в силу ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим плательщиком налога является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий участок, за исключением следующих случаев:
а) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ (на территории Московской области вступил в силу с 01.02.1998), признаются юридически действительными и при отсутствии их регистрации в ЕГРП. При этом, как следует ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП. Отсюда, в отношении таких участков плательщиком налога признается лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный участок, выданным уполномоченным органом власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта;
б) поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками налога независимо от регистрации перехода соответствующего права в ЕГРП.
Таким образом, в отношении земельных участков, вещные права на которые зарегистрированы за садоводами, огородниками и дачниками, плательщиком земельного налога являются такие лица, а в отношении земельных участков, которые принадлежат организации – садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению (например, земли в составе имущества общего пользования) налогоплательщиком является юридическое лицо.
Вместе с тем, правлением садоводческого, огороднического или дачного объединения может быть принято решение, предусматривающее компенсацию налога в отношении земель общего пользования в виде взносов членов такого объединения.
Вопрос: разъясните основания для изменения налоговой базы (кадастровой стоимости) земель в Московской области?
Разъяснения: Согласно ст. 391 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учёт.
Для установления кадастровой стоимости проводится государственная кадастровая оценка земель. Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (приказ Минэкономразвития России от 28.06.2007 № 215) полномочиями по разъяснению результатов кадастровой оценки наделены территориальные управления Росреестра. Разъяснение осуществляется как в отношении общих результатов кадастровой оценки земель определенной категории, так и в отношении результатов кадастровой оценки конкретного земельного участка. Справочная информация о характеристиках объектов недвижимости, включая налоговую базу, учтённых в государственном кадастре недвижимости, содержится в Интернет-сервисе Росреестра «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» (http://www.rosreestr.ru/).
Начать дискуссию