В связи с поступлением в налоговые органы Московской области обращений налогоплательщиков, касающихся администрирования налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ), рекомендуем учитывать следующее.
1) По вопросу об определении налоговой базы при добыче строительного песка
В силу пункта 2 статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налоговой базой по НДПИ при добыче строительного песка признается стоимость добытого полезного ископаемого, определяемая в порядке, установленном статьей 340 Кодекса
Согласно пункту 1 статьи 340 Кодекса оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
- исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
При этом в случае если налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подпункте 1 пункта 1 указанной статьи, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого в текущем налоговом периоде, которым в соответствии со статьей 341 Кодекса признается календарный месяц, а при их отсутствии - сложившихся в предыдущем налоговом периоде.
В случае если налогоплательщик применяет способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых, указанный в подпункте 2 пункта 1 статьи 340 Кодекса, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого в текущем налоговом периоде.
Способ оценки, указанный в подпункте 3 пункта 1 данной статьи, применяется при отсутствии реализации добытого полезного ископаемого в соответствующем налоговом периоде.
2) По вопросу о применении налоговых ставок в отношении добытых полезных ископаемых, отнесенных к категории забалансовых запасов
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Кодекса объектом обложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».
При этом в силу пункта 1 статьи 337 Кодекса полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 337 Кодекса), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации. На основании подпункта. 4 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение полезных ископаемых, добытых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения), производится по налоговой ставке в размере 0 процентов (0 рублей).
Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 №899, согласно которому сведения об отнесении запасов полезных ископаемых к некондиционным направляются Федеральным агентством по недропользованию в ФНС России. В данном Постановлении не указывается на тождественность понятий некондиционных запасов и забалансовых запасов.
Учитывая то, что глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Кодекса не устанавливает обложение НДПИ добытых полезных ископаемых по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей), отнесенных к категории забалансовых запасов, по мнению ФНС России, все полезные ископаемые, добытые из забалансовых запасов полезных ископаемых, которые в установленном порядке не отнесены к категории некондиционных запасов, должны облагаться по общеустановленной налоговой ставке.
3) По вопросу об определении расчётной стоимости добытого полезного ископаемого
В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого, в соответствии с пунктом 4 статьи 340 Кодекса при определении налоговой базы применяется способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости. Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета.
В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом установлены ограничения на включение указанных расходов в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых.
Так, к затратам на добычу относятся только те расходы, которые связаны с добычей полезных ископаемых в рамках технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Таким образом, расходы по транспортировке добытого полезного ископаемого от месторождения до завода по его переработке не учитываются при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого в том случае, если данные расходы не относятся непосредственно к технологическому процессу по добыче полезного ископаемого, в том числе в соответствии с проектной документацией.
4) По вопросу определения нормативов потерь полезных ископаемых в целях уплаты НДПИ
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса, обложение НДПИ при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых производится по налоговой ставке в размере 0 процентов (рублей). При этом в целях главы 26 Кодекса нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №921 «Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» (далее - Правила). Одновременно в абзаце третьем указанного подпункта пункта 1 статьи 342 Кодекса установлено, что в случае, если на момент наступления срока уплаты НДПИ по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определяемом Правилами, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом. В этой связи, по мнению ФНС России, в случае если у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь полезных ископаемых на очередной календарный год, вплоть до утверждения нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее. Если же нормативы потерь утверждены на очередной календарный год в течение этого, либо следующего за ним календарного года, то налогоплательщик обязан осуществить перерасчет сумм НДПИ, подлежащих уплате в бюджет, начиная с первого налогового периода календарного года, на который утверждены данные (новые) нормативы потерь. При этом такой перерасчет должен быть произведен независимо от того, превышают или нет вновь утвержденные нормативы размеры ранее действовавших.
Начать дискуссию