Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области в связи с поступившими вопросами крупнейших налогоплательщиков, касающимися изменений в налоговом законодательстве в части досудебного урегулирования налоговых споров, доводит до сведения ответы на актуальные вопросы.
1. Чем отличается порядок обжалования решений по налоговым проверкам от обжалования неправомерных действий (бездействия) налоговых органов?
Ответ. Согласно положениям Федерального закона № 153-ФЗ от 02.07.2013 для обжалования решений, принятых по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок и иных ненормативных правовых актов, действий (бездействия) налоговых органов установлен различный порядок подачи жалоб и рассмотрения их налоговыми органами.
Положения данного закона об обязательности досудебного обжалования, согласно которым обращение налогоплательщика в суд возможно только после подачи жалобы в налоговый орган, до 01.01.2014 распространяются только на решения по налоговым проверкам, принятым в порядке статьи 101 НК РФ (выездные и камеральные налоговые проверки). Иные акты налоговых органов ненормативного характера, действия и бездействие их должностных лиц в обязательном порядке должны быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе до обращения в суд только начиная с 01.01.2014.
2. Может ли налогоплательщик при подаче апелляционной жалобы на решение налогового органа по налоговой проверке представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы, если данные документы не были ранее представлены в налоговый орган, которым принято оспариваемое решение?
Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 140 НК РФ в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.
Вместе с тем, пунктом 4 статьи 140 НК РФ предусмотрено, что документы, представленные одновременно с жалобой (апелляционной жалобой), или представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы, до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.
3. Если вышестоящий налоговый орган не принял решение по жалобе в установленный Налоговым кодексом РФ срок, вправе ли налогоплательщик обжаловать оспариваемое решение по налоговой проверке в судебном порядке?
Ответ. Пунктом 2 статьи 138 НК РФ установлено, что с 2014 года вступит в силу норма о том, что в случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. При этом досудебный порядок будет считаться соблюденным.
Необходимо обратить внимание налогоплательщиков, что сроки рассмотрения жалобы будут исчисляться с момента, когда жалоба поступила в вышестоящий налоговый орган из территориального налогового органа.
4. Каков порядок обжалования решения по выездной налоговой проверке в Центральный аппарат Федеральной налоговой службы России?
Ответ. Налоговым кодексом РФ (в редакции Федерального закона №153-ФЗ от 02.07.2013) предусмотрены две стадии обжалования в налоговых органах решений по налоговым проверкам и иных ненормативных правовых актов, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов: вышестоящий налоговый орган и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Вышестоящий налоговый орган (управление ФНС России по субъекту Российской Федерации) является обязательной первой стадией досудебного обжалования решений по налоговым проверкам, вынесенным территориальными инспекциями ФНС России. Второй стадией досудебного обжалования – добровольной – в данном случае является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба). Вместе с тем, ФНС России является обязательной первой стадией досудебного обжалования для решений по налоговым проверкам, вынесенным Межрегиональными инспекциями по крупнейшим налогоплательщикам, и решений по повторным налоговым проверкам, вынесенным управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации.
5. Если налогоплательщик отозвал ранее представленные возражения на акт налогового органа по выездной налоговой проверке, может ли он повторно подать возражения в установленный Налоговым кодексом РФ срок?
Ответ. Налоговое законодательство не содержит ограничений в части повторного представления в налоговый орган письменных возражений на акт выездной налоговой проверки. В соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ налогоплательщику следует лишь соблюдать сроки предоставления возражений – один месяц со дня получения акта налоговой проверки.
6. Если налогоплательщик не возражает относительно выводов налогового органа о выявленных правонарушениях, отраженных в акте выездной налоговой проверки, но не согласен с размером налоговых санкций ввиду наличия обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, каким образом ему следует заявить об этом в налоговый орган и в какой срок?
Ответ. При наличии обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, организация вправе заявить в течение месяца со дня получения акта налоговой проверки в налоговый орган соответствующее ходатайство, которое обязательно будет рассмотрено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа до вынесения решения по выездной налоговой проверке.
7. Если налогоплательщик пропустил месячный срок для подачи возражений на акт налоговой проверки, вправе ли он представить возражения при рассмотрении материалов налоговой проверки?
Ответ. При рассмотрении руководителем (заместителем руководителя) налогового органа материалов проверки налогоплательщик вправе представить объяснения по поводу установленных в ходе проверки налоговых правонарушений с приложением документов, подтверждающих свою правовую позицию. Указанные материалы и объяснения будут учтены налоговым органом при вынесения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
1. Чем отличается порядок обжалования решений по налоговым проверкам от обжалования неправомерных действий (бездействия) налоговых органов?
Ответ. Согласно положениям Федерального закона № 153-ФЗ от 02.07.2013 для обжалования решений, принятых по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок и иных ненормативных правовых актов, действий (бездействия) налоговых органов установлен различный порядок подачи жалоб и рассмотрения их налоговыми органами.
Положения данного закона об обязательности досудебного обжалования, согласно которым обращение налогоплательщика в суд возможно только после подачи жалобы в налоговый орган, до 01.01.2014 распространяются только на решения по налоговым проверкам, принятым в порядке статьи 101 НК РФ (выездные и камеральные налоговые проверки). Иные акты налоговых органов ненормативного характера, действия и бездействие их должностных лиц в обязательном порядке должны быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе до обращения в суд только начиная с 01.01.2014.
2. Может ли налогоплательщик при подаче апелляционной жалобы на решение налогового органа по налоговой проверке представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы, если данные документы не были ранее представлены в налоговый орган, которым принято оспариваемое решение?
Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 140 НК РФ в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.
Вместе с тем, пунктом 4 статьи 140 НК РФ предусмотрено, что документы, представленные одновременно с жалобой (апелляционной жалобой), или представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы, до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.
3. Если вышестоящий налоговый орган не принял решение по жалобе в установленный Налоговым кодексом РФ срок, вправе ли налогоплательщик обжаловать оспариваемое решение по налоговой проверке в судебном порядке?
Ответ. Пунктом 2 статьи 138 НК РФ установлено, что с 2014 года вступит в силу норма о том, что в случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. При этом досудебный порядок будет считаться соблюденным.
Необходимо обратить внимание налогоплательщиков, что сроки рассмотрения жалобы будут исчисляться с момента, когда жалоба поступила в вышестоящий налоговый орган из территориального налогового органа.
4. Каков порядок обжалования решения по выездной налоговой проверке в Центральный аппарат Федеральной налоговой службы России?
Ответ. Налоговым кодексом РФ (в редакции Федерального закона №153-ФЗ от 02.07.2013) предусмотрены две стадии обжалования в налоговых органах решений по налоговым проверкам и иных ненормативных правовых актов, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов: вышестоящий налоговый орган и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Вышестоящий налоговый орган (управление ФНС России по субъекту Российской Федерации) является обязательной первой стадией досудебного обжалования решений по налоговым проверкам, вынесенным территориальными инспекциями ФНС России. Второй стадией досудебного обжалования – добровольной – в данном случае является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба). Вместе с тем, ФНС России является обязательной первой стадией досудебного обжалования для решений по налоговым проверкам, вынесенным Межрегиональными инспекциями по крупнейшим налогоплательщикам, и решений по повторным налоговым проверкам, вынесенным управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации.
5. Если налогоплательщик отозвал ранее представленные возражения на акт налогового органа по выездной налоговой проверке, может ли он повторно подать возражения в установленный Налоговым кодексом РФ срок?
Ответ. Налоговое законодательство не содержит ограничений в части повторного представления в налоговый орган письменных возражений на акт выездной налоговой проверки. В соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ налогоплательщику следует лишь соблюдать сроки предоставления возражений – один месяц со дня получения акта налоговой проверки.
6. Если налогоплательщик не возражает относительно выводов налогового органа о выявленных правонарушениях, отраженных в акте выездной налоговой проверки, но не согласен с размером налоговых санкций ввиду наличия обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, каким образом ему следует заявить об этом в налоговый орган и в какой срок?
Ответ. При наличии обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, организация вправе заявить в течение месяца со дня получения акта налоговой проверки в налоговый орган соответствующее ходатайство, которое обязательно будет рассмотрено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа до вынесения решения по выездной налоговой проверке.
7. Если налогоплательщик пропустил месячный срок для подачи возражений на акт налоговой проверки, вправе ли он представить возражения при рассмотрении материалов налоговой проверки?
Ответ. При рассмотрении руководителем (заместителем руководителя) налогового органа материалов проверки налогоплательщик вправе представить объяснения по поводу установленных в ходе проверки налоговых правонарушений с приложением документов, подтверждающих свою правовую позицию. Указанные материалы и объяснения будут учтены налоговым органом при вынесения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Начать дискуссию