Налог на доходы физических лиц в Новосибирской области, как и в других регионах Российской Федерации, является основным источником формирования бюджета региона. Доля НДФЛ в общем объеме поступлений стабильно составляет более 40% (например, в 2011 году – 41,8%, в 2012 году – 40,5%, в 2013 году – 44,0%).
По итогам 2013 года темп роста поступлений налога превысил средний показатель по России на 1,9 процентных пункта и составил 112,4%, опередив темп роста заработной платы в Новосибирской области на 1 процентный пункт (111,4%).
По объему поступлений НДФЛ Новосибирская область по итогам 2013 года заняла 14 место среди регионов Российской Федерации и 2 место среди субъектов Сибирского федерального округа.
Основной объем перечислений налога в бюджет (96,8%) обеспечивают налоговые агенты. На долю индивидуальных предпринимателей и физических лиц, самостоятельно декларирующих доходы и уплачивающих налог, приходится 2,7%, плата за патенты при применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения составляет 0,5%.
Из общего количества (56 тысяч) налоговых агентов-организаций, которые перечисляли в 2013 году НДФЛ, 5,4 тыс. (то есть менее 10%), обеспечили поступление в бюджет НДФЛ в общей сумме 35,7 млрд. руб. или 85% от общего объема поступлений налога. При этом численность занятых в этих организациях работников составляет 60% от численности занятого экономически активного населения области (806 тысяч из 1,3 млн. человек).
Разрыв в 25% свидетельствует о наличии скрытых форм оплаты труда в другой, значительно большей части организаций (50,6 тыс. шт.).
Не секрет, что работодатели, пытаясь снизить налоговую нагрузку, прибегают к так называемым «серым» схемам расчетов с сотрудниками. Заключаются они в том, что официально работнику выплачивается только часть реальной заработной платы и именно ее размер указывается в трудовом договоре. Остальная же часть заработка, как правило, большая, выплачивается «в конверте». Эта часть заработной платы не отражается в официальных документах организации, соответственно, с этой выплаты организация не уплачивает налоги.
Для установления ежегодных потерь консолидированного бюджета Новосибирской области за счет существования «серых» зарплат Управлением Федеральной налоговой службы по Новосибирской области произведен расчет суммы налога, не поступившего в бюджет в результате получения физическими лицами «теневых» доходов. Согласно этому расчету в 2013 году недопоступило в бюджет 12,8 млрд. руб., что составляет более 30% от поступившей в бюджет суммы.
Выплачивая «теневые» зарплаты, работодатели не только фактически обманывают государство, но и ухудшают социальное обеспечение своих работников.
Каковы негативные последствия получения «серой» заработной платы для работника?
Работник, получающий всю или часть зарплаты «в конверте», недополучает различные социальные пособия, например пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Больничный лист, как и отпуск, оплачивается исходя из среднего официального заработка, соответственно, в случае болезни работник получит компенсацию исходя из официального заработка. Зачастую работник при увольнении получает лишь официальные выплаты, поскольку компенсация за неиспользованный отпуск также рассчитывается исходя из официальной зарплаты. Помимо этого, работнику, получающему «серую» зарплату, вряд ли удастся взять кредит в банке в случае необходимости. Если же кредит все-таки дадут, то, скорее всего, проценты будут очень высоки.
В то же время каждый работник, получающий зарплату в «конверте», должен отдавать себе отчет в том, что он лишает себя пенсионных накоплений, которые в свою очередь влияют на величину будущей пенсии.
Пока человек молодой и здоровый, он часто не задумывается о своем будущем. Прозрение наступает, когда люди выходят на пенсию по старости или состоянию здоровья, уходят в декретный отпуск, оформляют инвалидность – и получают маленькие суммы пособий, которые начисляются в зависимости от величины официальной заработной платы.
Следует иметь в виду, что законодательством предусмотрена обязанность работника при получении дохода, с которого работодатель не удержал НДФЛ, в срок не позднее 30 апреля следующего года самостоятельно задекларировать такой доход и до 15 июля уплатить налог в бюджет (п.п. 4 п. 1, п. 4 ст. 228 и п. 1 ст. 229 НК РФ). За непредставление в установленный срок декларации по налогу на доходы физических лиц работника могут оштрафовать. Размер штрафа составляет 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате или доплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления (п. 1 ст. 119 НК РФ). Минимальная сумма штрафа – 1000 рублей, максимальная – 30% от указанной суммы. И самое главное – за уклонение физического лица от уплаты налогов предусмотрена уголовная ответственность от штрафа в размере 100000 рублей до лишения свободы на срок до трех лет (ст. 198 УК РФ).
Работник, чей работодатель практикует выплату зарплат «в конвертах», может обратиться в налоговую инспекцию с заявлением по данному факту. Учитывая позицию налоговых органов, для которых противодействие выплате «теневых» доходов является одной из приоритетных задач, данное заявление может послужить основанием для проведения налоговой проверки, поскольку неуплата налога с выплаченного работнику неофициального вознаграждения является налоговым правонарушением.
Самой распространенной формой воздействия на работодателя является деятельность комиссий по легализации заработной платы, созданных в территориальных налоговых органах, а также межведомственных комиссий при администрациях муниципальных образований.
В настоящее время налоговыми органами области сформированы списки из 27 тысяч работодателей, которые в 2013 году выплачивали своим работникам заработную плату в размере ниже среднеотраслевого уровня по виду экономической деятельности.
В этом списке оказались в большинстве работодатели, осуществляющие следующие виды деятельности:
- оптовая и розничная торговля – 43,3% (11,7 тыс. работодателей);
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 20,7%
(5,6 тыс. работодателей);
- обрабатывающие производства – 11,1% (3 тыс. работодателей);
- строительство – 8,5% (2,3 тыс. работодателей);
- транспорт и связь – 7,0% (1,9 тыс. работодателей).
На остальные отрасли приходится 9,4%.
Для заслушивания на заседаниях комиссий всех уровней в 2014 году отобрано 8,6 тыс. работодателей.
В 1 квартале 2014 года уже заслушано 337 налогоплательщиков. Более половины из них (172 или 51%) пересмотрели свои штатные расписания и уточнили налоговые обязательства, что позволит в 2014 году дополнительно получить в бюджет НДФЛ в размере 6,0 млн. рублей.
Кроме того, особый интерес у налоговых органов вызывают организации, которые осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, но не отражают при этом в представленной отчетности выплаты физическим лицам и, соответственно, не уплачивают НДФЛ в бюджет. По данным представленной за 2013 год отчетности в области установлено 3780 таких организаций. Их руководители в 2014 году также будут приглашаться на заседания комиссий по легализации заработной платы.
Чем опасны «серые» зарплаты для работодателей?
Прежде всего, необходимо упомянуть об уголовной ответственности. Так, согласно ст. 199.1 Уголовного кодекса РФ работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента.
С точки зрения административного законодательства ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Со стороны налогового законодательства работодатель может быть привлечен к ответственности за неправомерное неудержание и (или) неперечисление в установленный законодательством срок НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (ст. 123 Налогового кодекса РФ). Сумма штрафа в этом случае составит 20% от суммы не удержанного и не уплаченного в бюджет налога. Налоговый кодекс также предусматривает пени за просрочку уплаты налога – в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки (ст. 75 НК РФ).
Кроме того, работодатели обязаны соблюдать законодательство в части обеспечения выплаты работникам заработной платы в размере не ниже установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Новосибирской области (с 1 января 2013 года установлены минимальная заработная плата для работников организаций внебюджетной и бюджетной сферы 9030 рублей, для работников организаций сельского хозяйства – 6200 рублей).
«Теневая зарплата» – себе дороже?
Помимо возможных санкций необходимо просто помнить о том, что выплачивая заработную плату «в конверте», работодатель становятся на позиции нечестной конкуренции в бизнесе, теряет деловую репутацию, снижает социальную защищенность своих работников. А работник, получая «серую зарплату» и не уплачивая НДФЛ с «неучтенного» дохода, должен осознавать, что он как член общества пользуется социальными благами, но не выполняет свои социальные обязательства.
Призываем всех участников «серых» зарплатных схем проявить должную гражданскую ответственность и не ждать наступления негативных правовых последствий.
По итогам 2013 года темп роста поступлений налога превысил средний показатель по России на 1,9 процентных пункта и составил 112,4%, опередив темп роста заработной платы в Новосибирской области на 1 процентный пункт (111,4%).
По объему поступлений НДФЛ Новосибирская область по итогам 2013 года заняла 14 место среди регионов Российской Федерации и 2 место среди субъектов Сибирского федерального округа.
Основной объем перечислений налога в бюджет (96,8%) обеспечивают налоговые агенты. На долю индивидуальных предпринимателей и физических лиц, самостоятельно декларирующих доходы и уплачивающих налог, приходится 2,7%, плата за патенты при применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения составляет 0,5%.
Из общего количества (56 тысяч) налоговых агентов-организаций, которые перечисляли в 2013 году НДФЛ, 5,4 тыс. (то есть менее 10%), обеспечили поступление в бюджет НДФЛ в общей сумме 35,7 млрд. руб. или 85% от общего объема поступлений налога. При этом численность занятых в этих организациях работников составляет 60% от численности занятого экономически активного населения области (806 тысяч из 1,3 млн. человек).
Разрыв в 25% свидетельствует о наличии скрытых форм оплаты труда в другой, значительно большей части организаций (50,6 тыс. шт.).
Не секрет, что работодатели, пытаясь снизить налоговую нагрузку, прибегают к так называемым «серым» схемам расчетов с сотрудниками. Заключаются они в том, что официально работнику выплачивается только часть реальной заработной платы и именно ее размер указывается в трудовом договоре. Остальная же часть заработка, как правило, большая, выплачивается «в конверте». Эта часть заработной платы не отражается в официальных документах организации, соответственно, с этой выплаты организация не уплачивает налоги.
Для установления ежегодных потерь консолидированного бюджета Новосибирской области за счет существования «серых» зарплат Управлением Федеральной налоговой службы по Новосибирской области произведен расчет суммы налога, не поступившего в бюджет в результате получения физическими лицами «теневых» доходов. Согласно этому расчету в 2013 году недопоступило в бюджет 12,8 млрд. руб., что составляет более 30% от поступившей в бюджет суммы.
Выплачивая «теневые» зарплаты, работодатели не только фактически обманывают государство, но и ухудшают социальное обеспечение своих работников.
Каковы негативные последствия получения «серой» заработной платы для работника?
Работник, получающий всю или часть зарплаты «в конверте», недополучает различные социальные пособия, например пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Больничный лист, как и отпуск, оплачивается исходя из среднего официального заработка, соответственно, в случае болезни работник получит компенсацию исходя из официального заработка. Зачастую работник при увольнении получает лишь официальные выплаты, поскольку компенсация за неиспользованный отпуск также рассчитывается исходя из официальной зарплаты. Помимо этого, работнику, получающему «серую» зарплату, вряд ли удастся взять кредит в банке в случае необходимости. Если же кредит все-таки дадут, то, скорее всего, проценты будут очень высоки.
В то же время каждый работник, получающий зарплату в «конверте», должен отдавать себе отчет в том, что он лишает себя пенсионных накоплений, которые в свою очередь влияют на величину будущей пенсии.
Пока человек молодой и здоровый, он часто не задумывается о своем будущем. Прозрение наступает, когда люди выходят на пенсию по старости или состоянию здоровья, уходят в декретный отпуск, оформляют инвалидность – и получают маленькие суммы пособий, которые начисляются в зависимости от величины официальной заработной платы.
Следует иметь в виду, что законодательством предусмотрена обязанность работника при получении дохода, с которого работодатель не удержал НДФЛ, в срок не позднее 30 апреля следующего года самостоятельно задекларировать такой доход и до 15 июля уплатить налог в бюджет (п.п. 4 п. 1, п. 4 ст. 228 и п. 1 ст. 229 НК РФ). За непредставление в установленный срок декларации по налогу на доходы физических лиц работника могут оштрафовать. Размер штрафа составляет 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате или доплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления (п. 1 ст. 119 НК РФ). Минимальная сумма штрафа – 1000 рублей, максимальная – 30% от указанной суммы. И самое главное – за уклонение физического лица от уплаты налогов предусмотрена уголовная ответственность от штрафа в размере 100000 рублей до лишения свободы на срок до трех лет (ст. 198 УК РФ).
Работник, чей работодатель практикует выплату зарплат «в конвертах», может обратиться в налоговую инспекцию с заявлением по данному факту. Учитывая позицию налоговых органов, для которых противодействие выплате «теневых» доходов является одной из приоритетных задач, данное заявление может послужить основанием для проведения налоговой проверки, поскольку неуплата налога с выплаченного работнику неофициального вознаграждения является налоговым правонарушением.
Самой распространенной формой воздействия на работодателя является деятельность комиссий по легализации заработной платы, созданных в территориальных налоговых органах, а также межведомственных комиссий при администрациях муниципальных образований.
В настоящее время налоговыми органами области сформированы списки из 27 тысяч работодателей, которые в 2013 году выплачивали своим работникам заработную плату в размере ниже среднеотраслевого уровня по виду экономической деятельности.
В этом списке оказались в большинстве работодатели, осуществляющие следующие виды деятельности:
- оптовая и розничная торговля – 43,3% (11,7 тыс. работодателей);
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 20,7%
(5,6 тыс. работодателей);
- обрабатывающие производства – 11,1% (3 тыс. работодателей);
- строительство – 8,5% (2,3 тыс. работодателей);
- транспорт и связь – 7,0% (1,9 тыс. работодателей).
На остальные отрасли приходится 9,4%.
Для заслушивания на заседаниях комиссий всех уровней в 2014 году отобрано 8,6 тыс. работодателей.
В 1 квартале 2014 года уже заслушано 337 налогоплательщиков. Более половины из них (172 или 51%) пересмотрели свои штатные расписания и уточнили налоговые обязательства, что позволит в 2014 году дополнительно получить в бюджет НДФЛ в размере 6,0 млн. рублей.
Кроме того, особый интерес у налоговых органов вызывают организации, которые осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, но не отражают при этом в представленной отчетности выплаты физическим лицам и, соответственно, не уплачивают НДФЛ в бюджет. По данным представленной за 2013 год отчетности в области установлено 3780 таких организаций. Их руководители в 2014 году также будут приглашаться на заседания комиссий по легализации заработной платы.
Чем опасны «серые» зарплаты для работодателей?
Прежде всего, необходимо упомянуть об уголовной ответственности. Так, согласно ст. 199.1 Уголовного кодекса РФ работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента.
С точки зрения административного законодательства ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Со стороны налогового законодательства работодатель может быть привлечен к ответственности за неправомерное неудержание и (или) неперечисление в установленный законодательством срок НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (ст. 123 Налогового кодекса РФ). Сумма штрафа в этом случае составит 20% от суммы не удержанного и не уплаченного в бюджет налога. Налоговый кодекс также предусматривает пени за просрочку уплаты налога – в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки (ст. 75 НК РФ).
Кроме того, работодатели обязаны соблюдать законодательство в части обеспечения выплаты работникам заработной платы в размере не ниже установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Новосибирской области (с 1 января 2013 года установлены минимальная заработная плата для работников организаций внебюджетной и бюджетной сферы 9030 рублей, для работников организаций сельского хозяйства – 6200 рублей).
«Теневая зарплата» – себе дороже?
Помимо возможных санкций необходимо просто помнить о том, что выплачивая заработную плату «в конверте», работодатель становятся на позиции нечестной конкуренции в бизнесе, теряет деловую репутацию, снижает социальную защищенность своих работников. А работник, получая «серую зарплату» и не уплачивая НДФЛ с «неучтенного» дохода, должен осознавать, что он как член общества пользуется социальными благами, но не выполняет свои социальные обязательства.
Призываем всех участников «серых» зарплатных схем проявить должную гражданскую ответственность и не ждать наступления негативных правовых последствий.
Начать дискуссию