Новости ФНС

В УФНС по Челябинской области разъяснили порядок урегулирования налоговых споров до суда

В Управлении ФНС по Челябинской области состоялась «горячая линия» по досудебному урегулированию налоговых споров.

В УФНС России по Челябинской области состоялась «горячая линия» с читателями сайта «ЛюбимаяРабота.рф» по теме «Порядок досудебного урегулирования налоговых споров».

На вопросы налогоплательщиков ответила начальник отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Челябинской области Татьяна Александровна Федорец.

Вопрос: Каким образом возможно подать налогоплательщику жалобу на акты ненормативного характера или действия должностных лиц инспекции?

Ответ: Досудебный порядок предусматривает подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган, то есть для налогоплательщиков Челябинской области – это УФНС России по Челябинской области. С учетом внесенных Федеральным законом №153-ФЗ изменений, жалоба по каждому спору подается в обязательном порядке через инспекцию, чьи действия оспариваются. В свою очередь, инспекция в течение трех дней должна направить жалобу и соответствующие материалы в Управление.

Следует отметить, что с 01.01.2014 законодателем предусмотрено обязательное досудебное обжалование по всем вопросам: и на решения по результатам налоговых проверок, и на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Вопрос: Налоговая инспекция провела неналоговую проверку в отношении организации, управляющей жилым фондом, сама признала эту организацию платежным агентом в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», составила протокол об административном правонарушении, после чего вынесла определение о рассмотрении дела об административном правонарушении. Протокол и определение в двух экземплярах: на организацию и на директора. Нужно ли являться на рассмотрение дела, или лучше сразу в суд подавать?

Ответ: Последовательность административных процедур (действий) при осуществлении контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике установлена Административным регламентом исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденным приказом Министерства финансов России от 17.10.2011 №132н, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 17.01.2012 №22921 (далее – Административный регламент).

В соответствии с п. 53 Административного регламента в случае выявления фактов нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники специалисты Инспекции возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

Согласно ст. 23.5 КоАП РФ к компетенции налоговых органов отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).

Согласно ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ст. 29.11 КоАП РФ).

Таким образом, вышеуказанными нормами КоАП РФ предусмотрено участие виновного лица при рассмотрении в налоговом органе дела об административном правонарушении. При участии в рассмотрении дела об административном правонарушении лицо может представить доводы (документы) в свою защиту, подлежащие обязательному рассмотрению должностным лицом.

После рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения должностным лицом налогового органа постановления о наложении административного взыскания, это постановление может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган (в данном случае – УФНС России по Челябинской области) или в районный суд по месту рассмотрения дела.

Вопрос: Из каких источников возможно узнать о результатах рассмотрения жалобы?

Ответ: О принятом решении по результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган сообщает в письменной форме лицу заявителю в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Если налогоплательщик желает получить решение лично, для этого заявителю жалобы необходимо письменно обратиться в Управление с ходатайством с указанием контактного телефона для оперативного уведомления о готовности решения.

Кроме того, с 1 января 2013 года на сайте ФНС России функционирует новый интернет-сервис «Узнать о жалобе». С его помощью можно оперативно узнать о ходе и результатах рассмотрения жалоб, обращений, поступивших Управление. Для того чтобы получить необходимую информацию, налогоплательщику нужно указать ИНН, название организации либо ФИО физического лица либо входящий номер обращения. Данные по каждому поступившему документу обновляются в портале ежедневно и хранятся в течение года.

Вопрос: Установлены ли специальные требования к оформлению жалобы?

Ответ: Да, законодательством предусмотрены требования к составлению жалобы для представления в налоговый орган. В жалобе указываются:

1) персональные данные заявителя: для физического лица - фамилия, имя и отчество, адрес места жительства; для юридического лица – наименование и адрес местонахождения;

2) реквизиты обжалуемого документа, или обжалуемые действия (бездействие) должностных лиц;

3) наименование налогового органа, чьи действия обжалуются;

4) основания, по которым заявитель считает, что его права нарушены;

5) требования заявителя.

В жалобе могут быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, а также номера телефонов, адреса электронной почты налогоплательщика.

При этом поданная жалоба в обязательном порядке должна быть подписана заявителем или его представителем. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем налогоплательщика, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

Вопрос: Налогоплательщик имеет право приложить к жалобе какие-либо документы?

Ответ: Конечно, имеет такое право. Однако Федеральным законом №153-ФЗ предусмотрено, что такие документы будут рассмотрены вышестоящим налоговым органом только в случае представления налогоплательщиком пояснений причин невозможности своевременного представления их в инспекцию. В противном случае дополнительные документы не будут приняты к рассмотрению.

Вопрос: Будет ли рассмотрена жалоба налогоплательщика, если она не подписана, либо подписана представителем налогоплательщика?

Ответ: В настоящее время налоговым законодательством введено право вышестоящего налогового органа оставить жалобу без рассмотрения и предусмотрены соответствующие основания, к которым относятся:

Вопрос: В какие сроки налогоплательщик может узнать об оставлении его жалобы без рассмотрения?

Ответ: Решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимает вышестоящий налоговый орган в течение 5 дней со дня получения жалобы или отзыва жалобы. Такое решение оформляется в письменной форме и направляется заявителю в течение 3 дней со дня его принятия.

Начать дискуссию