Назим Апаев: «Критика в адрес налоговых органов не всегда является обоснованной»
Наверное, ни одно другое ведомство в стране не идет таким тернистым путем к становлению и совершенствованию, как федеральная налоговая служба. И это притом, что от них зависит государственная казна и кошелек каждого гражданина. Это в их адрес частенько направляют стрелы критики не только сама власть, но и СМИ.
В свою очередь, у налоговых органов немало претензий к тем же недобросовестным налогоплательщикам и «теневым акулам», зарабатывающим баснословные деньги и не уплачивающим в казну ни одну копейку. Когда придет время достижения компромисса между налоговиками и налогоплательщиками, когда люди не будут спать спокойно, пока не заплатят налоги, прогнозировать сложно. Чем сегодня живет налоговое управление республики, какие задачи перед ним стоят, делится в интервью РИА «Дагестан» руководитель управления министерства РФ по налогам и сборам по РД Назим Апаев.
-Вопрос, касающийся сбора налогов часто обсуждается на разных уровнях власти республики.
Сейчас, когда говорят о снижении дотационности республики, актуализируется проблема пополнения бюджетов за счет развития собственной налогооблагаемой базы. Понятно, что такие города как Махачкала, Кизляр, Дербент, где есть крупные предприятия, торговые и промышленные, способны формировать свой бюджет, а как быть районам и особенно почти на 90% дотируемым. Согласитесь, что в большинстве муниципалитетов практически не собирается налог с физических лиц и земельный. Как в свете ожидаемых изменений планируете решать эту проблему?
--Я, откровенно говоря, согласен с такой критикой. Дагестан располагает достаточными естественными резервами. Мы, между прочим, проводим в этом направлении колоссальную работу и пытаемся выйти на прямой путь цивилизованных отношений с налогоплательщиками. Другой вопрос, хотят ли они этого и почему налоговым органам трудно заставить платить людей тот же земельный, имущественный налог? В развитых государствах граждане понимают , что их заработная плата это те налоги, которые они платят государству и они заинтересованы в их уплате. У нас вот уже второе десятилетие до людей это не доходит.
Теперь я поясню, почему налоговые органы не могут собирать земельный налог. По одной простой причине: мы до сих пор не располагаем достоверной информацией, сколько же по Дагестану земельных участков находятся в пользовании юридических и физических лиц. Только сейчас ведется работа по кадастровой оценке земель.
Я согласен и с тем, что бюджеты муниципальных районов недополучают большие суммы по земельному налогу и с физических лиц. А ведь земельный налог полностью оседает в местных бюджетах и потому в его сборе в первую очередь должны быть заинтересованы главы районов, а они зачастую критикуют налоговые органы и обвиняют их в плохой работе. Дайте нашим органам информацию об используемых землях, и вопрос с собираемостью земельного налога не будет так остро стоять. Многие госорганы забывают, что в наши обязанности не входит выделение земель, их оценка. Налоговый орган находится в конце этой цепочки.
- Но ведь, Роснедвижимость работает по республике, причем активно, если судить сколько выездов по районам было с начала этого года у них было. Они не предоставляют вам данные?
-Мы требуем данные и сотрудничаем, ведем сверку данных. Ведь, невозможно оперировать данными 3-х летней давности. По данным Роснедвижимости в республике 600 тысяч владельцев земельных участков, по некоторым данным это число значительно выше, называют больше миллиона. Участков земельных 25 тысяч. Как вести учет, если на одного человека оформлено по пять, а то и больше земельных участков? Если на бумаге указано 3 га, фактически может быть больше 15 – 20 га.
-Назим Мирзаханович, во время недавней поездки Муху Алиева в Каякентский район один из руководителей предприятия пожаловался ему на частые проверки. Кстати ваше ведомство часто обвиняют в злоупотреблении проверками. Разве законом не регулируется график их проведения?
- С 1 января 2007 года вступил в силу закон «О внесении изменений в часть первую налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РД в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Уточнены сроки проведения камеральных и выездных проверок. Без серьезных оснований мы не проводим повторных проверок.
-Пожалуй, самый волнующий всех вопрос – это вопрос борьбы с «конвертной» схемой выплаты заработной платы, когда на предприятиях ведется двойная бухгалтерия. Какая работа налоговым органом ведется в этом направлении?
-Пожалуй, это самая острая проблема для нас и работающих на коммерческих предприятиях людей. Достаточно сказать, сколько люди от этого теряют. От зарплаты зависит начисление пенсий, пособий, больничных листов. Я уже не говорю о том, сколько теряет бюджет. Налоговые органы не могут по закону контролировать реальные доходы. Пока все ограничивается тем, что мы вызываем руководителей на конфиденциальные беседы и давим, что называется на совесть.
- И как, совесть, просыпается?
-Может быть не поверите, на некоторых действует. Нередко говорят об амнистии для теневиков, но я считаю это несправедливо по отношению к добросовестным работодателям. Проблему с «конвертной» заработной платой необходимо регулировать законодательно.
- Давайте поговорим о приятном, за счет чего идет рост показателей, которые перевыполнены в 2006 году на 1,5 млрд рублей?
- За счет увеличения налога на прибыль. Если в минувшем году он составлял 24 – 25 %, то в этом году прирост в два раз выше – 42% и это только за первое полугодие. Дело в том, что по республике сокращается количество убыточных предприятий. Плюс к этой положительной тенденции, более реально стали отражать доходы. Потом, сейчас, грамотные руководители выводят предприятия из тени. Еще один положительный фактор: юридические лица начали правильно вести учет и оценку имущества. Ведь, не секрет, многие предприятия до сих пор оценивают «по старинке» в смехотворные суммы 500тысяч, 700 тысяч рублей, когда реально они оцениваются в несколько десятков миллионов рублей.
-Интересно все таки узнать сколько у вас на учете физических и юридических лиц?
-Если говорить о физических то больше 800 тысяч, а юридических лиц 26 тысяч.
-Президент в Послании затронул вопрос развития и поддержки малых предприятий. В республике, как известно, они не имеют должного развития и частично в этом винят налоговые органы.
- Это субъективная, на мой взгляд, оценка. И потом, где логика? Выходит, мы душим своих налогоплательщиков. Если сделать экскурс в середину 90-х и вспомнить о фермерском буме, когда только в одном Хасавюртовском районе образовалось больше 15 тысяч фермерских хозяйств, то возможно претензии обоснованны. Так ведь это были хозяйства однодневки, которые создавали хозяйства с целью получения земель, кредитов и дотаций. Реально от силы и десяток не получали развитие.
Вот вам яркий пример развития малого предпринимательства.
И еще одна причина сокращения малых предприятий кроется в изменениях налогового законодательства. Дело в том, что сейчас наблюдается процесс сокращения предприятий, регистрирующиеся затем как предприниматели с целью упрощенной системы ведения учета. Кстати, уже более 12 тысяч предприятий перешли в категорию предпринимателей.
-Как вы боретесь со злоупотреблением служебными обязанностями в вашем ведомстве?
- Коррупцией заражены практически все сферы. Мы не являемся исключением, и такие факты имеют место. За минувший год из органов было уволено больше десяти работников. На мой взгляд, необходимо более цивилизованно бороться с этим явлением. Мы пошли по пути улучшения качества работы. Все налоговые инспекции обеспечены самыми современными средствами связи, компьютерами.
Проблема с кадрами, которых приходится обучать работе с новыми технологиями. Налогоплательщикам не обязательно приходить с отчетами, декларациями в инспекцию. Достаточно отправить все по электронной почте. Меньше контактов с инспекторами, следовательно, не будет вымогательств, взяток.
Надеюсь, что в обозримом будущем и наши юридические и физические лица перейдут на новую форму отчета.
Селминаз Салихова
23.08.2007 16:06
РИА "Дагестан"
Начать дискуссию