Управление ФНС России по Курганской области сообщает, что с 4 августа 2007 года начало действовать новое Положение о регистрации и применении ККТ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее — Положение), взамен старого, утвержденного еще в 1995 году налоговой службой (Приказ ГНС РФ от 22.06.1995 № ВГ-3-14/36). Итак, рассмотрим основные положения этого документа.
Контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 4 августа 2007 года, может применяться дальше, если она:
- включена в госреестр;
- исправна и опломбирована;
- на момент регистрации в налоговой инспекции (далее - ИФНС) соответствовала всем необходимым требованиям.
Ни проходить перерегистрацию в налоговых органах, ни получать какие-либо дополнительные документы на такую технику не нужно.
Если используемая модель ККТ исключена (или будет когда-нибудь исключена) из государственного реестра, то как и прежде, можно продолжать ее использовать до истечения нормативного срока амортизации. Нормативный срок амортизации ККТ устанавливается организацией (предпринимателем) самостоятельно, исходя из срока полезного использования (от 5 до 7 лет), но с учетом того, что максимальный срок эксплуатации не может превышать 7 лет с даты выпуска.
Важное изменение коснулось порядка снятия с учета в ИФНС ККТ, исключенной из госреестра, нормативный срок амортизации которой истек. Новое Положение определило, что при истечении нормативного срока амортизации ИФНС вправе самостоятельно снять ККТ с учета, о чем она обязана уведомить пользователя не позднее дня, следующего за днем истечения этого срока. То есть, теперь ИФНС может снять ККТ с регистрационного учета и только после этого уведомить пользователя ККТ об этом, направив уведомление по почте. Поэтому пользователю ККТ важно следить:
- за информацией об исключении каких-либо моделей ККТ из госреестра;
- за моментом истечения срока амортизации по моделям ККТ, исключенным из госреестра.
После истечения срока амортизации ККТ ее не следует больше использовать так как применение ККТ, не зарегистрированной в ИФНС, влечет взыскание штрафа:
- с должностных лиц организации или предпринимателя – от 3000 до 4000 руб.;
- с организации – от 30 000 до 40 000 руб.
Ранее действовавший порядок предусматривал, что ИФНС за 30 дней до истечения срока применения ККТ обязана уведомить организацию (предпринимателя) – пользователя о снятии кассового аппарата с учета. Требования, которые установило правительственное Положение в отношении технических характеристик ККТ, разрешенной к применению, касаются производителей этой техник. Пользователям при покупке новой ККТ нужно удостовериться, что она содержит знак «Государственный реестр» установленного образца. Ведь производитель может нанести этот знак только на ККТ, которая удовлетворяет всем предъявляемым к ней требованиям.
Новые требования к техническим характеристикам ККТ введены в отношении расчетов с использованием платежных карт. Так, установлено, что при получении оплаты посредством платежной карты ККТ, кроме кассового чека, должна распечатывать документ, подтверждающий факт расчета с использованием платежной карты. Обычные ККТ этого не делают, то есть производителям придется их переоборудовать.
Вводится также требование о том, что либо устройство для считывания информации с платежных карт должно входить в состав ККТ, либо ККТ должна обеспечивать ввод в нее информации о проведенном расчете с использованием карты.
Встроенные считыватели магнитных карт пока есть только в POS-терминалах или POS-системах. Отметим, что приведенные требования не распространяются на кассовые аппараты, уже зарегистрированные в налоговой инспекции по состоянию на 4 августа 2007 года.
На каждый приобретаемый кассовый аппарат поставщик должен выдать паспорт (в общем-то, как и сейчас), в который будут вноситься все отметки: о регистрации, перерегистрации, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, снятии с учета в ИФНС и т. д.
Определены сроки, в течение которых нужно хранить документы, связанные с эксплуатацией ККТ. Как минимум 5 лет с момента вывода ККТ из эксплуатации нужно хранить:
- документы на приобретение ККТ (в частности, товарную накладную);
- паспорт ККТ;
- акт о вводе ККТ в эксплуатацию;
- документы по эксплуатации ККТ (в частности, договоры о технической поддержке);
- акт о выводе ККТ из эксплуатации.
Использованные контрольные ленты (ЭКЛЗ) и накопители фискальной памяти также нужно сохранять в течение 5 лет с даты окончания использования.
Нужно следить за тем, чтобы ежегодно, после прохождения технического обслуживания в ЦТО или у поставщика ККТ, на ту сторону корпуса кассового аппарата, которая обращена к покупателю, наносился знак «Сервисное обслуживание» установленного образца (его должен утвердить Минфин). После каждой проверки исправности ККТ, ее ремонта или технического обслуживания поставщик или ЦТО должны наклеивать на кассовый аппарат марку-пломбу (необратимо разрушающуюся или деформирующуюся при попытке ее удаления или при вскрытии корпуса ККТ).
Порядок регистрации ККТ в налоговом органе не изменился. Для постановки ККТ на учет необходимо подать в ИФНС заявление по установленной форме. Новая форма такого заявления пока не утверждена налоговой службой. И до ее утверждения налоговые органы будут принимать заявления по старой форме. К заявлению нужно приложить паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке, заключенный с поставщиком или с ЦТО (то есть, как и сейчас, регистрация ККТ в ИФНС возможна только после заключения договора о технической поддержке).
Регистрация ККТ в ИФНС не должна занимать более 5 рабочих дней (как и раньше). По итогам регистрации выдается карточка регистрации ККТ и возвращается паспорт и договор о технической поддержке. В паспорте делается отметка о регистрации, заверенная печатью налогового органа.
Аналогичный порядок действует при перерегистрации ККТ (к примеру, при переходе в другой ЦТО, при изменении адреса установки ККТ): пользователь должен представить в ИФНС заявление, приложить к нему паспорт ККТ и карточку регистрации. Срок перерегистрации также составляет 5 рабочих дней.
Теперь четко определено, что регистрировать ККТ нужно:
- организации – в ИФНС по месту своего нахождения или в ИФНС по месту нахождения обособленного подразделения, если ККТ будет использоваться обособленным подразделением;
- предпринимателю – в ИФНС по месту жительства.
Для снятия ККТ с регистрации нужно подать в ИФНС только:
- заявление;
- паспорт ККТ;
- карточку регистрации.
В течение 5 рабочих дней ИФНС сделает в паспорте отметку о снятии ККТ с учета и вернет его пользователю, карточка регистрации остается в ИФНС.
Отметим, что новое Положение не обязывает налоговую службу утверждать форму заявления о снятии ККТ с регистрации, так же как и форму заявления о перерегистрации ККТ.
Налоговой службе, Минфину, Минпромэнерго дополнительно нужно утвердить следующие документы:
- положение по техническим характеристикам и параметрам функционирования ККТ (утверждается Минпромэнерго России);
- форму заявления о регистрации ККТ в налоговом органе и форму карточки регистрации (утверждаются налоговой службой);
- образец паспорта ККТ и образец идентификационного знака ККТ (утверждаются Минпромэнерго России);
- образцы знаков «Государственный реестр», «Сервисное обслуживание» (утверждаются Минфином России);
- образец марки-пломбы (утверждается Минпромэнерго России).
До тех пор, пока указанные документы не будут приняты, в этой части будет продолжать действовать старый порядок.
Ольга Мыскова,
начальник отдела контроля и применения ККТ,
производства и оборота алкогольной
и табачной продукции
Начать дискуссию