Онлайн-кассы

Новые правила регистрации и применения ККТ

Управление ФНС России по Курганской области сообщает, что с 4 августа 2007 года начало действовать новое Положение о регистрации и применении ККТ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее — Положение), взамен старого, утвержденного еще в 1995 году налого­вой службой (Приказ ГНС РФ от 22.06.1995 № ВГ-3-14/36).

Управление ФНС России по Курганской области сообщает, что с 4 августа 2007 года начало действовать новое Положение о регистрации и применении ККТ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее — Положение), взамен старого, утвержденного еще в 1995 году налого­вой службой (Приказ ГНС РФ от 22.06.1995 № ВГ-3-14/36). Итак, рассмотрим основные положения этого документа.

Контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 4 августа 2007 года, может применяться дальше, если она:

-  включена в госреестр;

-  исправна и опломбирована;

- на момент регистрации в налоговой инспекции (далее - ИФНС) соответствовала всем необходимым требова­ниям.

Ни проходить перерегистрацию в налоговых органах, ни получать какие-либо дополни­тельные документы на такую технику не нужно.

Если используемая модель ККТ исключена (или будет когда-нибудь исключена) из государственного реестра, то как и прежде, можно продолжать ее использовать до истечения нормативного срока амортизации. Нормативный срок амортизации ККТ устанавливается организацией (предпринимате­лем) самостоятельно, исходя из срока полезного использования (от 5 до 7 лет), но с учетом того, что максимальный срок эксплуатации не может превышать 7 лет с даты выпуска.

Важное изменение коснулось порядка снятия с учета в ИФНС ККТ, исключенной из госреестра, нормативный срок амортизации которой истек. Новое Положение определило, что при истече­нии нормативного срока амортизации ИФНС вправе самостоятельно снять ККТ с учета, о чем она обязана уведомить пользовате­ля не позднее дня, следующего за днем истечения этого срока. То есть, теперь ИФНС может снять ККТ с регистрационного учета и только после этого уведомить пользователя ККТ об этом, направив уведомление по почте. Поэтому пользователю ККТ важно следить:

- за информацией об исключении каких-либо моделей ККТ из госреестра;

- за моментом истечения срока амортизации по моделям ККТ, исключенным из госреестра.

После истечения срока амортизации ККТ ее не следует больше исполь­зовать так как применение ККТ, не зарегистрированной в ИФНС, влечет взыскание штрафа:

- с должностных лиц организации или предпринимателя – от 3000 до 4000 руб.;

- с организации – от 30 000 до 40 000 руб.

Ранее действовавший порядок предусматривал, что ИФНС за 30 дней до истечения срока применения ККТ обязана уведомить организацию (предпринимателя) – пользователя о снятии кассового аппарата с учета. Требования, которые установило правительственное Положение в отношении технических характеристик ККТ, разрешенной к применению, касаются производителей этой техник. Пользователям при покупке новой ККТ нужно удостовериться, что она содержит знак «Государ­ственный реестр» установленного образца. Ведь производитель может нанести этот знак только на ККТ, которая удовлетворяет всем предъявляемым к ней тре­бованиям.

Новые требования к техническим характеристикам ККТ вве­дены в отношении расчетов с использованием платежных карт. Так, ус­тановлено, что при получении оплаты посредством платежной карты ККТ, кроме кассового чека, должна распечатывать документ, подтверждающий факт расчета с использованием платежной карты. Обычные ККТ этого не делают, то есть произво­дителям придется их переоборудовать.

Вводится также требование о том, что либо устройство для считывания информации с платежных карт должно входить в состав ККТ, либо ККТ должна обеспечивать ввод в нее ин­формации о проведенном расчете с использованием карты.

Встроенные считыватели магнитных карт пока есть только в POS-терминалах или POS-системах. Отметим, что приведенные требования не распространяются на кассовые аппара­ты, уже зарегистрированные в налоговой инспекции по состоянию на 4 августа 2007 года.

На каждый приобретаемый кассовый аппарат поставщик должен выдать паспорт (в общем-то, как и сейчас), в который будут вноситься все от­метки: о регистрации, перерегистрации, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, снятии с учета в ИФНС и т. д. 

Определены сроки, в течение которых нужно хранить документы, свя­занные с эксплуатацией ККТ. Как минимум 5 лет с момента вывода ККТ из эксплуатации нужно хранить:

- документы на приобретение ККТ (в частности, товарную накладную);

- паспорт ККТ;

- акт о вводе ККТ в эксплуатацию;

- документы по эксплуатации ККТ (в частности, договоры о технической под­держке);

- акт о выводе ККТ из эксплуатации.

Использованные контрольные ленты (ЭКЛЗ) и накопители фискальной памяти также нужно сохранять в течение 5 лет с даты окончания использования.

Нужно следить за тем, чтобы ежегодно, после прохождения технического обслу­живания в ЦТО или у поставщика ККТ, на ту сторону корпуса кассового аппарата, которая обращена к покупателю, наносился знак «Сервисное обслуживание» установленного образца (его должен утвердить Минфин). После каждой проверки исправности ККТ, ее ремонта или технического обслуживания поставщик или ЦТО должны наклеивать на кассовый аппарат марку-пломбу (необратимо разрушающуюся или деформирующуюся при попытке ее удаления или при вскрытии корпуса ККТ).

Порядок регистрации ККТ в налоговом органе не изменился. Для постановки ККТ на учет необходимо подать в ИФНС заявление по установленной форме. Новая форма такого заявления пока не утверждена налоговой службой. И до ее утверж­дения налоговые органы будут принимать заявления по старой форме. К заявлению нужно приложить паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке, за­ключенный с поставщиком или с ЦТО (то есть, как и сейчас, регистрация ККТ в ИФНС возможна только после заключения договора о технической поддержке).

Регистрация ККТ в ИФНС не должна занимать более 5 рабочих дней (как и раньше). По итогам регистрации выдается карточка регистрации ККТ и возвращается паспорт и договор о технической поддержке. В паспорте делается отметка о регистрации, заверенная печатью налогового органа.

Аналогичный порядок действует при перере­гистрации ККТ (к примеру,  при  переходе  в  другой ЦТО,  при изменении адреса установки ККТ): пользователь должен представить в ИФНС за­явление, приложить к нему паспорт ККТ и карточку регист­рации. Срок перерегистрации также составляет 5 рабочих дней.

Теперь четко определено, что регистрировать ККТ нужно:

- организации – в ИФНС по месту своего нахождения или в ИФНС по месту нахождения обособленного подразделения, если ККТ будет использоваться обособленным подразделением;

- предпринимателю – в ИФНС по месту жительства.

Для снятия ККТ с регистрации нужно подать в ИФНС только:

- заявление;

- паспорт ККТ;

- карточку регистрации.

В течение 5 рабочих дней ИФНС сделает в паспорте отметку о снятии ККТ с учета и вернет его пользователю, карточка регистрации остается в ИФНС.

Отметим, что новое Положение не обязывает налоговую службу утверждать форму заявления о снятии ККТ с регистрации, так же как и форму заявления о перерегистрации ККТ.

Налоговой службе, Минфину, Минпромэнерго до­полнительно нужно утвердить следующие до­кументы:

- положение по техническим характеристикам и параметрам функционирования ККТ (утверж­дается Минпромэнерго России);

- форму заявления о регистрации ККТ в налоговом органе и форму карточки регистрации (утверждаются налоговой службой);

- образец паспорта ККТ и образец идентификационного знака ККТ (утвержда­ются Минпромэнерго России);

- образцы знаков «Государственный реестр», «Сервисное обслуживание» (ут­верждаются Минфином России);

- образец марки-пломбы (утверждается Минпромэнерго России).

До тех пор, пока указанные документы не будут приняты, в этой части будет продолжать действовать старый порядок.

Ольга Мыскова,
начальник  отдела контроля и применения ККТ,
производства и оборота алкогольной
и табачной  продукции

Начать дискуссию