«Об итогах нашей работы и основных задачах на будущее»
Сегодня на страницах «СН» мы подводим итоги работы налоговых органов в нашей республике за первое полугодие 2007 года по основным направлениям деятельности вместе с руководителем Управления ФНС России по Республике Марий Эл Ф.Ф.Ханафеевым
— Фарид Файзиевич, начнем нашу беседу с налоговой ситуации в республике. Как налоговики Марий Эл справляются со своей основной задачей – пополнением государственной казны – и можно ли говорить о положительной динамике в этом направлении?
— Наглядный индикатор экономического роста Республики Марий Эл - преобразующаяся в последнее время социальная сфера марийского края: строятся жилые дома, больницы, школы, спортивные сооружения, дороги. А лучшим финансовым показателем динамичного развития экономики любого российского региона является рост налоговых поступлений. И я хочу отметить, что налоговые органы Республики Марий Эл успешно справляются со своей основной задачей – обеспечением пополнения доходной части бюджета всех уровней. Цифры – лучшее тому подтверждение.
По показателям первого полугодия 2007 года в бюджетную систему Российской Федерации мобилизовано 4541,9 млн.руб. (с учетом поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет), что на 894,9 млн.руб. больше, чем в соответствующем периоде 2006 года, темп роста к уровню прошлого года составил 124,5%.
Рост поступлений в федеральный бюджет составил 111,8% к уровню поступлений аналогичного периода прошлого года, в консолидированный бюджет – 132,1%, в республиканский бюджет - 130,4%.
Высокие темпы роста поступлений в отчетном периоде к уровню прошлого года отмечаются практически по каждому доходному источнику бюджета, в том числе по основным бюджетообразующим - налогу на имущество организаций (1,5 раза), НДФЛ (1,4 раза), налогу на прибыль организаций (1,4 раза) и др.
Ежегодный рост налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налогов дают возможность региональной власти направить значительные бюджетные средства на реализацию приоритетных национальных проектов – «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и республикан-ским программам «Столица», «Свет» и др.
Высокие показатели налоговых поступлений зависят в первую очередь от тех, кто платит налоги, от добросовестных налогоплательщиков, число которых год от года растет. В эту категорию попадают те, кто честно исполняет обязанность по уплате налогов, с кем у нас сложились партнерские отношения. Отрадно, что их число в Марий Эл постоянно растет. К лидерам налоговых поступлений в нашей республике относятся 40 основных налогоплательщиков, которые оказывают значительное влияние на формирование казны: от основных налогоплательщиков республики в бюджеты всех уровней поступило в этом году 52% от общего объема налоговых поступлений.
— Доля налоговых поступлений нашей республики в бюджет несравнима с аналогичными показателями таких регионов, как, например, Татарстан, Башкирия, Оренбургская и Самарская области. С чем это связано?
— Специфика налогообложения нашей республики обусловлена, в первую очередь, ее географическим расположением, небольшой площадью занимаемой территории (площадь региона – 23,2 тыс.кв.км) и экономикой, которая изначально была сориентирована на военно-промышленный комплекс. О печальной судьбе предприятий ВПК всем хорошо известно. Некогда мощные предприятия «оборонки», расположенные на территории Марий Эл, сегодня не работают.
Таким образом, в силу объективных причин республика должна жить и развиваться за счет имеющегося потенциала.
Одним из основных секторов экономики республики сегодня является агропромышленный комплекс. Его состояние и уровень развития во многом предопределяет социально-экономическую ситуацию в регионе. В сельской местности проживает 36,9% населения.
Основные отрасли промышленности - электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, пищевая и топливная.
Марий Эл не отличается большим количеством промышленно-значимых природных ресурсов. Основным природным богатством Республики Марий Эл является лес (общая площадь лесного фонда составляет более 1200 тыс.га или 57% территории республики), который раньше зачастую незаконно вырубался и вывозился за пределы республики. Кроме того, на предприятиях лесной отрасли очень низкая зарплата, а это значит, что недостаточно поступление налогов на доходы физических лиц. Именно поэтому одними из приоритетных направлений контрольной работы налоговых органов республики, в унисон с Правительством Марий Эл, ставящим задачу осуществлять в республике глубокую переработку леса, являются контрольные мероприятия в отношении работы предприятий деревообрабатывающей промышленности. Выездными проверками с начала года охвачено 13 таких налогоплательщиков.
Говоря о специфике налогообложения Марий Эл, отмечу и положительный момент. Небольшие размеры нашего региона позволяют обеспечить прозрачность бизнеса. Нам приходится работать с каждым отдельно взятым налогоплательщиком. Такая «штучная» работа позволяет выявлять с высокой долей эффективности факты нарушения законодательства и схемы уклонения от налогообложения.
В качестве примера возьмем промышленный комплекс ЗАО «Завод «Совиталпродмаш», где была выявлена схема минимизации налогов путем дробления этой крупной организации на ряд мелких. На основании информации налогового органа о применении налогоплательщиком указанной схемы уклонения от налогообложения и предполагаемых суммах сокрытых налогов, а также проведенных правоохранительными органами оперативно-розыскных мероприятий Управлением по налоговым преступлениям МВД Республики Марий Эл в отношении руководителей этих организаций было возбуждено уголовное дело.
— Какие трудности возникают в вашей работе?
— Сложности в нашей работе, пожалуй, те же, что и у коллег из других регионов. Огромная нагрузка и ответственность, многочисленные изменения законодательства и перманентное состояние реформы налоговой системы.
И наши работники должны быть в курсе всех происходящих изменений, ответить на любой вопрос налогоплательщика, при этом сохранять чувство такта в любой ситуации и относиться к налогоплательщикам с пониманием и уважением.
Я бы отметил еще одну проблему, которая создает сложности и для нас, и для налогоплательщиков.
Как известно, в последние годы деятельность налоговой службы неразрывно связана с внедрением современных технологий в работе с налогоплательщиками, причем делается это для их же удобства. К сожалению, некоторые руководители и бухгалтеры не понимают, какие несомненные преимущества дает система представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи (через Интернет). Чтобы решить эту проблему, мы уделяем огромное внимание информационно-разъяснительной работе в этом направлении.
Аргументированные доводы специалистов инспекций, пример современно мыслящих коллег адекватно воспринимаются далеко не всеми налогоплательщиками, а некоторые из них готовы видеть в настойчивости налоговиков не помощь, а нарушение своих прав.
У противников применения системы представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи есть лишь сугубо субъективные, на уровне эмоций, доводы. Другое дело, что переход на электронный документооборот требует организационных усилий и определенных затрат. Зато тот, кто сделал этот шаг, убедился: отчетность через Интернет - это выгодно, удобно, эффективно.
— Сегодня в республиканских СМИ периодически появляются сообщения на тему легализации заработной платы. Налоговая служба объявила войну зарплатам «в конвертах». Расскажите об этом подробнее.
— Работу по выявлению фактов заработной платы «в конвертах» мы проводим не первый год. На заседаниях комиссий по легализации теневых зарплат в налоговых органах и при админист-рациях муниципальных образований побывали тысячи работодателей.
К сожалению, не все руководители изменили свой подход к выплате заработной платы, они продолжают выплачивать ее «в конвертах», обрекая тем самым своих работников после выхода на заслуженный отдых на нищенское существование. Кроме того, своими действиями они оказывают негативное воздействие и на консолидированный бюджет республики.
Задача вывода заработной платы из «тени» на сегодняшний день одна из основных для налоговых органов. Именно от увеличения легальной части заработной платы зависит формирование социальных фондов и поступление в бюджет налога на доходы физических лиц.
На основе данных отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также данных статистики о среднемесячной заработной плате на одного работника налоговиками сформирован список работодателей, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности.
Объектами внимания налоговых органов республики являются 3305 таких работодателей.
В Управлении ФНС России по Республике Марий Эл ежемесячно проходят заседания комиссии по обеспечению своевременного поступления единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, целью которых является легализация заработной платы и пресечение практики ее выдачи «в конверте». На заседания приглашаются должностные лица налогоплательщиков-организаций, показатель заработной платы которых ниже среднеотраслевого уровня или имеется задолженность по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
В первом полугодии текущего года на заседаниях комиссий заслушано 1640 налогоплательщиков - работодателей, выплачивающих заработную плату ниже среднего показателя по виду экономической деятельности.
В результате проведенной работы 1938 работодателей повысили заработную плату своим работникам до среднего уровня.
Как показывает практика, большинство руководителей, пообщавшись на межведомственной комиссии с представителями контролирующих органов, с пониманием относятся к поставленным перед ними задачами по легализации выплачиваемой заработной платы и дают гарантии о ее повышении своим работникам в ближайшем отчетном периоде.
746 налогоплательщиков повысили зарплату, но не довели ее до среднего уровня по виду экономической деятельности.
В отношении тех, кто не понимает серьезности данного вопроса, избегает общения с налоговыми органами, пытается применить различные схемы уклонения от налогообложения путем минимизации официально выплачиваемой зарплаты работникам, налоговые органы на основе тщательного анализа показателей и имеющихся сведений осуществляют контрольные мероприятия.
Общая сумма ЕСН, доначисленная выездными и камеральными проверками налоговых органов, только в I квартале текущего года составила более 21 млн. рублей.
— В последние годы экономика республики перешла от стагнации к динамичному развитию. Отмечается и стабильный рост основных экономических показателей, и рост уровня жизни населения. Растет и объем поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации от налогоплательщиков Марий Эл. Что нужно сделать, чтобы и в дальнейшем наблюдалось поступательное движение экономики Марий Эл, с точки зрения налоговой службы?
— Чтобы не стоять на месте и продвигаться такими же темпами, необходимо развивать производство тем самым, расширяя налогооблагаемую базу.
Сегодня перед Федеральной налоговой службой стоит задача общероссийского масштаба – обеспечить безубыточную деятельность налогоплательщиков. Для нашего субъекта это наиболее актуальная проблема, так как налог на прибыль – один из трех основных источников налоговых поступлений республиканского бюджета.
К сожалению, удельный вес убыточных организаций все еще слишком высок – 34,9%. Проверки налоговых органов выявляют вопиющие факты сокрытия налога на прибыль из-за использования предприятиями различных сомнительных схем. Только в прошлом году в результате контрольной работы налоговой службы республиканский бюджет по данному виду налога пополнился на 182 млн.рублей.
Таким положением дел обеспокоены и налоговые органы, и руководство республики. Требования к руководителям предприятий просты и понятны: рост объемов производства, заработной платы, прозрачность бизнеса и своевременная выплата налогов. И мы намерены добиваться их выполнения.
В текущем году мы перешли к следующему этапу работы с убыточными организациями. Контрольная работа в их отношении проводится в системном режиме.
Управлением сформирован обновленный список организаций, имеющих убытки за два предыдущих года, состоящий из 347 организаций, и организована работа по персональному заслушиванию их руководителей. За 6 месяцев 2007 года в налоговых органах заслушано 213 руководителей. Цель таких заслушиваний – выяснение причин возникновения убытков и представление самими налогоплательщиками уточненных деклараций (до выхода налоговых органов на выездную налоговую проверку).
Сумма платежей, доначисленных и уплаченных в бюджетную систему Российской Федерации, по представленным налогоплательщиками уточненным декларациям составила 4,1 млн.руб. (налог на прибыль).
Следующим направлением в проводимой налоговыми органами республики работе с убыточными организациями являются камеральные и выездные налоговые проверки.
В рамках камеральных проверок проводится всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основании сведений, имеющихся в информационных ресурсах, в том числе и сравнительный анализ доходов, расходов, налоговой нагрузки и других показателей, по аналогичным налогоплательщикам проводится анализ объемов потребления энергетических ресурсов, особое внимание при этом уделяется составу расходов.
В ходе проведения камеральных проверок налогоплательщиков, заявивших убытки, за 6 месяцев текущего года было направлено 655 уведомлений о представлении пояснений о причинах возникновения убытков и внесении исправлений в налоговые декларации. В результате проведенной работы сумма платежей, доначисленных и уплаченных в бюджетную систему Российской Федерации, составила 12,8 млн.рублей.
В текущем году проведены 42 выездные налоговые проверки таких организаций. В результате бюджет пополнился на 68,6 млн.руб., сумма убытка уменьшена на 61,8 млн.рублей.
Главным итогом нашей деятельности является то, что работа с убыточными организациями положительно сказалась на поступлении налога на прибыль. Темп роста налога за 6 месяцев текущего года составил 138,9% к уровню аналогичного периода прошлого года.
В целях повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства, создания единой системы планирования выездных налоговых проверок Федеральной налоговой службой разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. На сайте Управления размещены общедоступные критерии оценки рисков налогоплательщиков, на основании которых налогоплательщик может самостоятельно проанализировать свою деятельность и исправить допущенные ошибки при исчислении налогов . Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность не включения в план выездных налоговых проверок.
Но это лишь одна сторона медали. Безубыточная деятельность предприятий во многом зависит от позиции глав муниципальных образований республики, которые должны создать условия для роста налогооблагаемой базы в каждом районе Марий Эл. И если раньше вопрос: «Почему вы не платите налоги?» мы адресовали налогоплательщику, то сегодня мы задаем его главам администраций, и звучит он таким образом: «Почему неэффективно работают предприятия на вверенной вам территории?».
— Фарид Файзиевич, расскажите, пожалуйста, какие перемены произошли в отношениях налогоплательщик-налоговая инспекция?
— За годы деятельности налоговой службы произошло множество значимых событий: укрепляется кадровый и профессиональный состав, создана и постоянно совершенствуется материально-техническая база инспекций, открываются комфортные операционные залы. Налоговые органы в республике вместе с другими регионами переходит на современные технологии в общении с налогоплательщиками.
В мае 2004 года у нас появился первый специализированный оператор связи – Учебно-научный центр информационной безопасности Приволжского федерального округа, и у налогоплательщиков появилась возможность представлять отчетность через Интернет. А с 1 мая этого года в рамках развития информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками в Марий Эл началась опытная эксплуатация системы информационного обслуживания налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ИОН).
Важная составляющая деятельности налоговых органов республики – информационно-разъяснительная работа. Мы проводим бесплатные семинары для налогоплательщиков, распространяем различные памятки, во всех инспекциях работают телефоны «горячей линии». Особая роль в информировании отводится средствам массовой информации.
В мае 1995 года список республиканских печатных СМИ пополнился ежемесячной газетой «Совершенно несекретно», которая стала первым и единственным в Марий Эл изданием на налоговую тематику. За 12 лет своего существования газета, выпускаемая на базе Управления, нашла свой облик и обрела надежных партнеров и постоянных подписчиков, среди которых руководители и бухгалтеры предприятий и организаций, индивидуальные предприниматели и физические лица. На протяжении многих лет выходят в эфир марийского радио два ведомственных радиоканала «Налоговая неотложка» и «Совершенно несекретно».
В 2000 году, как и во всех территориальных налоговых органах российских регионов, введен в эксплуатацию Интернет-сайт Управления ФНС России по Республике Марий Эл, который позволил налогоплательщикам оперативно получать самую актуальную информацию по вопросам налогообложения. Сегодня к услугам посетителей сайта – множество удобных сервисов. Это и форумы, на которых в режиме он-лайн возможно обсуждение возникших проблем, и рубрика «Вопрос-ответ», где можно задать вопрос специалистам налоговой службы, и анкетирование, с помощью которого можно выразить свое мнение по тем или иным вопросам.
Все это мы делаем для наших налогоплательщиков, взаимоотношения с которыми за последние годы заметно потеплели. Радует, что большинству из них сегодня понятно, что не мы издаем законы. Мы их исполняем. Мы всегда открыты для общения, сотрудничества, готовы к нормальным деловым отношениям.
— Вы отметили, что за годы становления налоговой службы заметно укрепился кадровый состав. Профессионализм сотрудников – одна из составляющих успеха для любой организации. Откуда в налоговой службе берутся кадры, которые, согласно известному высказыванию, «решают все»?
— В последнее время наш коллектив заметно помолодел и уже не первый год пополняется молодыми специалистами. Их подготовка и повышение квалификации ведется на базе Марийского государственного технического университета. Начиная с 2003 года, выпускающая кафедра МарГТУ ежегодно проводит курсы повышения квалификации работников налоговых органов республики по согласованным с Управлением программам. Вуз прошел лицензионную экспертизу на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования по специальности «Налоги и налогообложение». Набор студентов по данной специальности с 2001 года осуществлялся - на кафедре «Бухгалтерский учет и аудит», а с 2007 года – на кафедре «Налоги и налогообложение».
К проведению занятий в университете, к сдаче междисциплинарного экзамена по специальности и защите дипломных работ выпускающая кафедра ежегодно привлекает специалистов налоговых органов - руководителей, их заместителей и начальников отделов.
Налоговые органы в республике предоставляют возможность всем студентам специальности «Налоги и налогообложение» проходить производственную и преддипломную практику на базе городских и межрайонных налоговых инспекций. Во время практики студенты оказывают реальную практическую помощь налоговым органам. Такое взаимовыгодное сотрудничество дает свои положительные результаты.
Традицией стали встречи студентов с ведущими специалистами и руководителями Управления и налоговых инспекций, студенческие научные конференции по проблемам налогов и налогообложения.
— Фарид Файзиевич, спасибо вам за содержательное интервью.
Беседовала О.ЕГОШИНА
Начать дискуссию