НДС

Судебная практика по вопросу предоставления налоговых вычетов по НДС

УФНС разъясняет.

В случае если в счетах-фактурах, выставленных контрагентом налогоплательщика, содержится недостоверная информация об идентификационном номере, наименовании и адресе продавца товара, такие счета-фактуры не могут служить основанием для применения налоговых вычетов по НДС в порядке, предусмотренном ст. 171, 172 Налоговым кодексом Российской Федерации.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (далее – ФАС Уральского округа) с кассационной жалобой на судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, которыми были удовлетворены  заявленные обществом с ограниченной ответственностью требования  о признании недействительным решения инспекции.

ФАС Уральского округа из материалов дела установлено, что по результатам выездной налоговой проверки общества на предмет правильности исчисления и своевременной уплаты налога на добавленную стоимость (далее – НДС) инспекцией составлен акт и вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Проверкой установлено занижение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет в результате неправомерно предъявленного вычета на основании счетов-фактур, выставленных контрагентами общества.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, исходя из правомерности применения обществом налогового вычета и отсутствия оснований для привлечения к налоговой ответственности, начисления налога и суммы соответствующих пеней.

ФАС Уральского округа, признав выводы судов первой и апелляционной инстанций о правомерности предъявления обществом налогового вычета по счетам-фактурам, выставленным одним из контрагентов общества, необоснованными, указал следующее.

Вычеты по НДС производятся на основании счетов-фактур при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

В частности, в соответствии с п.п. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ идентификационные номера продавца и покупателя относятся к обязательным реквизитам, которые должны быть указаны в счетах-фактурах.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.

На основании п. 2 ст. 11 и ст. 143 НК РФ налогоплательщиком признается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно ст.ст. 48-51 Гражданского кодекса Российской Федерации организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособность юридического лица, их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из информации инспекции, полученной в ходе мероприятий налогового контроля, следует, что указанный поставщик общества в базе данных Единого государственного реестра юридических лиц не значится, на налоговом учете не состоит.

Из имеющейся в материалах дела служебной записки налогового органа следует, что ИНН, указанный в счете-фактуре поставщика, принадлежит другому лицу.

Таким образом, в счетах-фактурах, выставленных контрагентом общества, содержится недостоверная информация об идентификационном номере, наименовании и адресе продавца товара. Такие счета-фактуры не могут служить основанием для применения налоговых вычетов по НДС в порядке, предусмотренном ст. 171, 172 НК РФ.

Учитывая изложенное, ФАС Уральского округа постановил судебные акты судов первой и апелляционной инстанций изменить в части признания недействительным решения инспекции по эпизоду с одним из поставщиков общества, в указанной части в удовлетворении заявления обществу - отказать.

И.М.Добрусин, начальник юридического отдела
УФНС России по Оренбургской области

Начать дискуссию