Налоговые проверки

Правила оформления и рассмотрения дел о налоговых нарушениях

Методические материалы.

 Методические материалы

ПРАВИЛА  ОФОРМЛЕНИЯ  И  РАССМОТРЕНИЯ  ДЕЛ  О  НАЛОГОВЫХ  НАРУШЕНИЯХ

С 2007 года изменились правила оформления и рассмотрения дел по конкретным составам налоговых правонарушений. О новых принципах разграничения порядков рассмотрения дел о налоговых правонарушениях пойдет речь в статье.

Налоговым кодексом установлена ответственность за совершение налоговых правонарушений. Ответственность несут организации и физические лица в тех случаях, которые предусмотрены в главах 16 и 18 Налогового кодекса. Об этом говорится в пункте 1 статьи 107 Кодекса. Конкретные составы налоговых правонарушений содержатся в главах 16 и 18 раздела VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» НК РФ. Таким образом, квалификация правонарушения как налогового определяется исключительно его отраслевой принадлежностью.

С 1 января 2007 года установленный в статьях 100 и 101 Кодекса порядок оформления и рассмотрения результатов выездных налоговых проверок распространен на результаты камеральных налоговых проверок. Такое изменение законодательства о налогах и сборах — логическое развитие правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Определении от 12.06.2006 № 267-О «По жалобе Открытого акционерного общества “Востоксибэлектросетьстрой” на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Суд указал, что и название, и содержание статьи 101 НК РФ, регламентирующей процедуру привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, свидетельствуют о том, что ее положения распространяются на производство по делам о правонарушениях, выявленных в ходе как выездных, так и камеральных налоговых проверок.

Отметим еще одно новшество налогового законодательства, которое имеет отношение к рассматриваемой теме, — изменение квалификации мероприятия налогового контроля, предусмотренного в статье 176 НК РФ.

Напомним, что в редакции 176-й статьи Кодекса, действовавшей до 2007 года, была предусмотрена проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0% (проверка обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов).

С 2007 года указанное мероприятие налогового контроля трансформировалось в камеральную налоговую проверку налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (то есть если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1—3 пункта 1 статьи 146 НК РФ). Одновременно была отменена отдельная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по ставке 0%.

Вступившие в силу перечисленные изменения в совокупности вызвали много вопросов о разграничении порядков оформления актов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, и рассмотрения дел о таких правонарушениях применительно к их конкретным составам. Кроме того, изменения и регулирование в данной области законодательства о налогах и сборах непосредственно затрагивают важнейшие аспекты контрольной работы налоговых органов. Например, вопросы формирования доказательственной базы по фактам налоговых правонарушений.

Оформление налоговых проверок и акта об обнаружении налоговых правонарушений

Законодательство о налогах и сборах предусматривает два порядка оформления результатов мероприятий налогового контроля, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, и соответственно два порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

Первый порядок установлен в статье 100 Налогового кодекса и регламентирует оформление результатов камеральной и выездной налоговых проверок. Результаты иных мероприятий налогового контроля, связанных с камеральными и выездными налоговыми проверками, также указываются в акте налоговой проверки. Акт является итоговым документом налогового контроля. Перечень документов, отражающих факты проведения мероприятий налогового контроля, которые касаются налоговых проверок, но не могут быть квалифицированы в качестве итогового документа налогового контроля, включает:

— письменные пояснения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, вызванного на основании письменного уведомления в налоговый орган для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, полученные в порядке, указанном в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ;
— документы, составляемые по итогам инвентаризации (подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ);
— справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах (ст. 86 НК РФ);
— документы, содержащие информацию, полученную от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации. Такая информация запрашивается в порядке, установленном в конкретном международном договоре РФ, в котором закреплены положения, касающиеся налогообложения и сборов и применяемые в силу статьи 7 НК РФ;
— протоколы допросов свидетелей, составленные по правилам, изложенным в статье 90 Налогового кодекса;
— протоколы осмотра территорий, помещений, документов и предметов, оформленные в соответствии со статьей 92 НК РФ;
— документы, истребованные на основании положений статьи 93 НК РФ. Речь идет в том числе о документах, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ (Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций) и абзаце 4 пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса (копия оформленного на бумажном носителе поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет в Федеральном казначействе);
— документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках, истребованные в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;
— документы и предметы, полученные в результате выемки (ст. 94 НК РФ);
— экспертные заключения, составленные по результатам экспертизы в порядке, указанном в статье 95 НК РФ.

Исключение составляют материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, которые связаны с налоговыми проверками и предусмотрены в пункте 6 статьи 101 НК РФ. Такие сведения в акте налоговой проверки не отражаются и входят в состав дополнительных материалов налоговой проверки.

Обратите внимание: круг доказательств, используемых в налоговом контроле, не ограничен документами, полученными в ходе контрольных мероприятий, которые непосредственно касаются данной налоговой проверки, проводимой в отношении конкретного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Доказательствами могут служить любые документы, которые имеются у налогового органа, в частности:

— налоговые декларации (расчеты), представленные в установленном порядке в налоговый орган по месту учета (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ);
— сообщения налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 23 НК РФ);
— информация нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 3 ст. 23 НК РФ);
— сообщения налоговых агентов (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ);
— иные сведения налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, указанные в части второй Налогового кодекса;
— информация банка (п. 3.1 ст. 60 НК РФ);
— сообщения банка об остатках денежных средств налогоплательщика-организации, полученные в порядке, установленном в пункте 5 статьи 76 НК РФ;
— документы, представленные органами, учреждениями, организациями и должностными лицами и содержащие сведения, которые связаны с учетом налогоплательщиков (ст. 85 НК РФ);
— информация, полученная в результате ранее проведенных мероприятий налогового контроля (в том числе налоговых проверок);
— сведения, выявленные в результате мероприятий налогового контроля в отношении иных лиц;
— материалы, которые получены вне рамок налогового контроля в соответствии с полномочиями налоговых органов, прямо предоставленными налоговым органам законодательством Российской Федерации, не относящимся к законодательству о налогах и сборах;
— письменные сообщения лиц, у которых отсутствует обязанность представления документов (информации), но предоставленные ими в добровольном порядке либо на основании соглашений, совместных приказов с органами государственной власти и по иным основаниям.

Второй порядок оформления документально подтвержденных фактов нарушения законодательства о налогах и сборах установлен в статье 101.4 Налогового кодекса.

Необходимо учитывать, что отдельные мероприятия налогового контроля могут быть осуществлены вне рамок налоговых проверок и их результаты отражаются в акте, составленном в соответствии со статьей 101.4 НК РФ.

Акт, оформленный согласно статье 101.4 Налогового кодекса, по сравнению с актом налоговой проверки, указанным в статье 100 НК РФ, имеет упрощенную форму. Он является доказательством налогового правонарушения, итоговым документом налогового контроля, а его составление и вручение (получение) определяет юридически значимый момент обнаружения налогового правонарушения.

Так, установленный в пункте 3 статьи 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — Закон № 943-1) контроль за выполнением кредитными организациями возложенных Налоговым кодексом обязанностей не может проводиться в форме налоговой проверки. Ведь целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

Следовательно, предмет налоговой проверки не включает контроль за выполнением кредитными организациями обязанностей, установленных в Налоговом кодексе. Подобный контроль может быть реализован в форме непосредственного выявления налоговым органом налоговых правонарушений и составления акта в соответствии с положениями статьи 101.4 Налогового кодекса. Доказательственная база по правонарушениям банков формируется в том числе из документов, уже имеющихся у налогового органа. Например, тех документов, которые получены в рамках выездной налоговой проверки конкретной кредитной организации.

Отсутствие в Налоговом кодексе положения о специальной проверке банков объясняется значительным совпадением по составу документов, которые могут быть получены в ходе мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении обычной организации, и тех, которые используются для проверки соблюдения обязанностей банков. Кроме того, это связано с нежеланием законодателя подвергать кредитные учреждения на основании их статуса дополнительным проверкам, хотя бы и не носящим характер налоговых.

Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях

Порядки рассмотрения дел о налоговых правонарушениях (ст. 101 и 101.4 НК РФ) во многом схожи. Различие между ними состоит в том, что порядок, установленный статьей 101.4 НК РФ, является более упрощенным по сравнению с правилами, изложенными в 101-й статье Кодекса. Не ставя перед собой задачу детального анализа процедур рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, все же отметим, что порядок согласно статье 101 НК РФ определяет более детальную регламентацию процедуры рассмотрения дела, что само по себе уже обеспечивает более широкие гарантии прав лиц, привлекаемых к налоговой ответственности, чем порядок, установленный в статье 101.4 Кодекса. Поэтому только одно это влечет за собой необходимость корректно и правильно разграничивать правонарушения, дела по которым могут быть рассмотрены в том или ином порядке.

Алгоритм определения порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях

Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, прописанном в статье 101 НК РФ. Основание — пункт 1 статьи 100.1 Кодекса.

Цель (предмет) налоговой проверки — контроль за соблюдением проверяемым лицом законодательства о налогах и сборах, в том числе по конкретным налогам, которые указаны в решении о проведении налоговой проверки и по которым проверяемое лицо является налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом. Это следует из пункта 2 статьи 87 во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 89 Налогового кодекса.

Таким образом, в порядке, установленном в статье 101 НК РФ, рассматриваются дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях:

— по составам правонарушений, прямо связанных с исчислением, уплатой (удержанием и перечислением) конкретных налогов и сборов, а именно в рамках предмета налоговой проверки (по статьям 119 «Непредставление налоговой декларации», 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)», 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» и 129.2 «Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса» НК РФ). Причем последний состав не может быть выявлен в ходе камеральной налоговой проверки;

— по составам правонарушений, по которым субъектом правонарушения является налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) либо в составе правонарушения субъект не квалифицирован (согласно статьям 116 «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе», 117 «Уклонение от постановки на учет в налоговом органе», 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке», 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест» и пункту 1 статьи 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» НК РФ). Деяния, входящие в данную группу, нарушают общественные отношения в сфере обеспечения налогового контроля вне связи с исчислением, уплатой (удержанием и перечислением) конкретных налогов (сборов) и могут быть совершены налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) независимо от того, по каким именно налогам (сборам) лицо признается налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Обратите внимание: законодательство о налогах и сборах предусматривает, что только правонарушения, перечисленные в статьях 120, 122, 123 и 119 НК РФ, могут быть обнаружены исключительно в ходе камеральной или выездной налоговой проверки. В отношении составов правонарушений, содержащихся в статьях 120, 122 и 123 НК РФ, это прямо следует из пункта 2 статьи 100.1 Кодекса. Состав налогового правонарушения по статье 119 Кодекса характеризуется тем, что выявление самого по себе факта непредставления налоговой декларации является недостаточным для привлечения к налоговой ответственности. В 119-й статье НК РФ зафиксировано, что штраф исчисляется исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании непредставленной декларации. При этом статья 119, регулируя порядок формирования налоговой санкции, не определяет процедуру признания (в том числе подтверждения) соответствующих сумм в качестве подлежащих уплате (доплате) на основе налоговой декларации. Кроме того, в этой статье не указаны сроки, в течение которых налоговый орган должен осуществить проверку налоговой декларации в части определения суммы налога к уплате (доплате).

В случае привлечения к ответственности по статье 119 Кодекса сумму налога к уплате (доплате) можно определить только в ходе налоговой проверки. По ее результатам сумма налога, подлежащая уплате (доплате) на основе декларации, может быть подтверждена либо не подтверждена. Чтобы установить полный состав правонарушения, поименованного в статье 119 НК РФ, а также принять обоснованное решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, предусматривающее определение размера налоговой санкции, проводится:

— камеральная налоговая проверка — если декларация с нарушением срока, но все-таки представлена;
— выездная налоговая проверка — если декларация при наличии такой обязанности не подана.

ПРИМЕР 1

ООО «Альфа» (налогоплательщик) представило налоговую декларацию с нарушением срока, закрепленного законодательством о налогах и сборах. Со дня, установленного для подачи декларации, истекло два месяца. Сумма налога к уплате (доплате) на основании этой декларации по данным налогоплательщика составила 100 000 руб. По результатам камеральной налоговой проверки было доначислено 20 000 руб.

Таким образом, при проведении камеральной налоговой проверки было выявлено, что на основе указанной декларации подлежит уплате (доплате) сумма 120 000 руб. По окончании проверки в соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ должен быть составлен акт налоговой проверки, в котором зафиксированы правонарушения, указанные в пункте 3 статьи 120, пункте 1 или 3 статьи 122 (в зависимости от обстоятельств правонарушения) и пункте 1 статьи 119 НК РФ.

Материалы проверки рассматриваются в порядке, предусмотренном в статье 101 НК РФ.

Допустим, в ходе камеральной налоговой проверки налогоплательщик в установленный срок не подал в налоговую инспекцию документы, истребованные в соответствии со статьей 93 НК РФ. Значит, было совершено правонарушение, указанное в пункте 1 статьи 126 Кодекса. Данное правонарушение также отражается в акте проверки, и дело по нему рассматривается в порядке, прописанном в статье 101 НК РФ. Это обусловлено тем, что представление документов является обязанностью проверяемого налогоплательщика.

Теперь предположим, что при камеральной налоговой проверке контрагент (иное лицо), который располагает документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого ООО «Альфа», не представил эти документы (информацию), истребованные согласно статье 93.1 НК РФ. То есть данное лицо совершило правонарушения, перечисленные в пункте 2 статьи 126 (если речь идет о документах) и (или) в пункте 1 статьи 129.1 НК РФ (если не представлена необходимая информация). Подобные правонарушения не отражаются в акте проверки. Ведь он составляется в отношении проверенного лица (ООО «Альфа»). В такой ситуации в отношении лица, у которого были истребованы документы (информация), составляется акт в соответствии со статьей 101.4 НК РФ. Он рассматривается по отдельной процедуре, предусмотренной в этой же статье.

Дела о налоговых правонарушениях (за исключением тех, которые поименованы в статьях 120, 122 и 123 НК РФ), выявленных в ходе иных (помимо камеральных и выездных налоговых проверок) мероприятий налогового контроля, рассматриваются в порядке, предусмотренном в статье 101.4 Кодекса (п. 2 ст. 100.1 НК РФ). В силу прямого указания закона дела по налоговым правонарушениям, названным в статьях 120, 122 и 123, не могут быть рассмотрены в упрощенном порядке согласно статье 101.4 Налогового кодекса.

Как отмечалось выше, дело о налоговом правонарушении, предусмотренном в статье 119 НК РФ, также не рассматривается по правилам статьи 101.4 Кодекса. Это значит, что в порядке, установленном в статье 101.4 НК РФ, рассматриваются дела по следующим правонарушениям.

Во-первых, если субъектом правонарушения является налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) либо в составе правонарушения субъект не квалифицирован и одновременно нет препятствий для рассмотрения дела без проведения налоговой проверки. Например, отсутствует необходимость в проведении налоговой проверки (согласно статьям 116, 117, 118, 125, пункту 1 статьи 126 и статье 129.2 НК РФ).

Во-вторых, субъектом правонарушения признается субъект налоговых правоотношений, не являющийся в момент совершения такого правонарушения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом). Это:

— контрагент налогоплательщика либо иное лицо, имеющее документы, содержащие сведения о деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 126 НК РФ);
— свидетель (ст. 128 НК РФ);
— переводчик, специалист (п. 1 ст. 129 НК РФ);
— эксперт (ст. 129 НК РФ);
— органы, учреждения, организации и должностные лица, поименованные в статье 85 НК РФ, контрагент налогоплательщика либо иное лицо, имеющее информацию о деятельности налогоплательщика (ст. 129.1 НК РФ).

ПРИМЕР 2

В ходе налоговой проверки ООО «Дельта» налоговая инспекция запросила у контрагента общества документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Таким образом, у контрагента ООО «Дельта» проводилось мероприятие налогового контроля.

Можно сделать вывод, что проведение мероприятия налогового контроля у определенного лица согласно Налоговому кодексу не обязательно означает, что оно осуществляется в отношении именно этого лица. Ряд подобных мероприятий проводится не у проверяемого налогоплательщика, а у иных лиц (в частности, при истребовании документов или информации на основании статьи 93.1 НК РФ). Итак, согласно пункту 2 статьи 86 НК РФ налоговый орган затребовал у банка выписки по операциям на счетах контрагента проверяемого ООО «Дельта». Банк отказался. В данном случае он совершил правонарушение по статье 135.1 НК РФ. При обнаружении правонарушения составляется акт согласно правилам статьи 104.1 Кодекса, который рассматривается в порядке, прописанном в этой же статье.

Акт налоговой проверки не может включать выводы и предложения проверяющих должностных лиц налогового органа в отношении третьих лиц, не являющихся проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом).

В отдельную группу целесообразно выделить составы, в которых субъектом правонарушения выступает банк. Такими являются правонарушения, указанные в главе 18 Налогового кодекса:

— нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132);
— нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133);
— неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134);
— неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, сбора и пеней (ст. 135);
— непредставление банком в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам (ст. 135.1).

Обратите внимание: поименованные в главе 18 НК РФ налоговые правонарушения, совершенные проверяемым лицом, имеющим статус банка, в акте налоговой проверки не отражаются. Дело в том, что эти обязанности возложены на него как на банк, а не как на налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента).

В пункте 15 статьи 7 Закона № 943-1 определено следующее. Налоговые органы вправе контролировать выполнение кредитными организациями обязанностей, установленных Налоговым кодексом, в порядке, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Банком России. До утверждения такого порядка налоговым органам необходимо руководствоваться прямыми положениями Налогового кодекса. Например, как было сказано выше, порядком оформления результатов налоговых проверок и порядком рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, зафиксированных в статье 101.4  Налогового кодекса.

По мнению автора, в указанном порядке, который должен быть утвержден ФНС России и Банком России, необходимо уточнить и систематизировать состав документов и сведений, которые имеются у налогового органа и могут быть использованы для контроля выполнения кредитными организациями обязанностей банков. Этот порядок будет касаться в основном работы аналитического характера. Контрольная работа будет проводиться одновременно с выездными налоговыми проверками налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), являющихся кредитными организациями. Периодичность такого контроля и охват периода, за который он проводится, будет определяться периодичностью и проверяемым периодом выездной налоговой проверки. Иначе говоря, эти мероприятия будут синхронизированы. До утверждения названного порядка целесообразно осуществлять выездные налоговые проверки банков по всем налогам и сборам с таким периодом проведения, который совпадает с одним или несколькими календарными годами в пределах срока проведения выездной налоговой проверки, установленного в пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса.

Таким образом, в ходе выездной налоговой проверки банка должностные лица налогового органа будут знакомиться с документами, запрашивать материалы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Помимо этого проверяющие вправе ознакомиться с документами, свидетельствующими об исполнении проверяемым лицом его обязанностей как кредитной организации.

Таблица. Разграничение порядков оформления и рассмотрения дел о налоговых правонарушениях с учетом особенностей и обстоятельств их выявления

Составы налоговых правонарушений в соответствии с Налоговым кодексом

Порядок оформления и рассмотрения дел о налоговых правонарушениях на основании Налогового кодекса

По статьям 119, 120, 122 и 123

Статьи 100 и 101

По статьям 116, 117, 118, 125, пункту 1 статьи 126 и статье 129.2

Статья 100, 101 или 101.4

По пункту 2 статьи 126, статьям 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135 и 135.1

Статья 101.4

ПРИМЕР 3

В ходе выездной налоговой проверки, проводимой в отношении кредитной организации — АБС-банка, обнаружены факты налоговых правонарушений, предусмотренных:

— в пункте 1 статьи 122 НК РФ;
— пункте 1 статьи 133 НК РФ.

Целью налоговой проверки не является контроль за исполнением кредитными организациями обязанностей, определенных Налоговым кодексом. Поэтому в акте налоговой проверки фиксируются только налоговые правонарушения, поименованные в пункте 1 статьи 122 Кодекса.

Если при выездной налоговой проверке обнаружены факты налоговых правонарушений, о которых речь идет в пункте 1 статьи 133 НК РФ, то должностное лицо налогового органа составляет акт по установленной форме. Таково требование пункта 1 статьи 101.4 Налогового кодекса. Подобный акт рассматривается согласно процедуре, прописанной в статье 101.4 НК РФ, отдельно от акта налоговой проверки, несмотря на то, что оба эти правонарушения были выявлены одновременно с проведением выездной налоговой проверки и в ходе ее проведения.

Доказательственная база налогового органа в отношении деяний банков, не исполняющих обязанности, предусмотренные в Кодексе, может формироваться вне рамок проведения налоговых проверок банка, в части:

— истребования у банка копий поручений налогоплательщиков на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленных налогоплательщиком на бумажном носителе (абз. 4 п. 7ст. 45 НК РФ);

— сведений об открытии (закрытии) счетов согласно подпункту 1 пункта 2 или пункта 3 статьи 23 НК РФ. Причем несообщение банком в налоговый орган сведений об открытии (закрытии) счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, может являться достаточным доказательством, чтобы привлечь такой банк к ответственности согласно пункту 2 статьи 132 НК РФ;

— справок о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), запрошенных налоговыми органами в банке (в том числе в Банке России и банке-корреспонденте) на основании статьи 86 НК РФ при проведении мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей);

— документов, имеющихся у налогового органа.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что в порядке, установленном в статье 101.4 НК РФ, рассматриваются дела обо всех правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена в главах 16 и 18 Кодекса. Исключение — правонарушения, поименованные в статьях 119, 120, 122 и 123 НК РФ.

В порядке, прописанном в статье 101 НК РФ, могут быть рассмотрены дела о правонарушениях, ответственность за которые определена в статьях 116, 117, 118, 119, 120, 122, 123, 125, пункте 1 статьи 126 и статье 129.2 Кодекса.

Соответственно документально подтвержденные обстоятельства налоговых правонарушений отражаются в актах, которые составляются по правилам, содержащимся в статье 100 или 101.4 НК РФ.

Результаты разграничения порядков оформления и рассмотрения дел о конкретных налоговых правонарушениях с учетом особенностей и обстоятельств их выявления представлены в таблице.

Тараканов С.А.
советник отдела методологии налогового контроля, Управление контрольной работы ФНС России

Журнал "Российский налоговый курьер" №17 за 2007 год

Начать дискуссию