Управление ФНС России по Тамбовской области информирует
Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) дополнен главой 31 «Земельный налог», и с 1 января 2006 года утратил силу Закон Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю».
Земельный налог является местным налогом, и в соответствии со статьей 387 главы 31 НК РФ устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Плательщики налога
Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база для каждого плательщика – физического лица устанавливается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра (Роснеджвижимость) - о кадастровой стоимости земельных участков; органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Росрегистрация) - о лицах, на которых зарегистрированы земельные участки; органами муниципального образования - чтобы объединить объект налогообложения с плательщиком, а так же получить сведения о земельных участках и их владельцах, которые не прошли регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Все эти органы представляют сведения, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из плательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Кадастровая стоимость земли
Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Такая оценка основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Налоговые ставки
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
0,3 процента от кадастровой оценки в отношении земельных участков,
- отнесенных к землям сельхозназначения;
- занятых жилищным фондом или предоставленным для жилищного строительства;
- личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.
1,5 процента от кадастровой оценки в отношении прочих земельных участков.
Сумма налога, подлежащая к уплате плательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В отношении земельных участков, приобретенных в собственность гражданами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего 10-летний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Налоговые льготы
Кодексом установлены категории льготников, налогооблагаемая база у которых уменьшается на 10 тыс. рублей. К ним относятся:
- Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
- инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, имеющие 1 и 2 группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
- инвалиды с детства;
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
- физические лица, имеющие право социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и приравненные к ним лица.
Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых плательщиком в инспекцию орган по месту нахождения земельного участка.
Местные органы власти имеют право устанавливать дополнительные категории плательщиков, имеющих право пользоваться льготами по уплате земельного налога.
Необходимо отметить, что право на льготы носит заявительный характер. Поэтому плательщик, при наличии у него оснований для пользования льготой должен представить соответствующее заявление в налоговый орган. Однако нередко льготники не считают необходимым заявлять о своем праве на льготу, следствием чего является направление извещения об уплате земельного налога в адрес такого лица.
Сроки уплаты налога
В соответствии с Налоговым кодексом РФ сроки уплаты налога вводятся нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом они вправе предусмотреть в решении уплату в течение налогового периода (года) не более двух авансовых платежей по налогу для плательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.
Всего в Тамбовской области зарегистрировано 352 муниципальных образования, и все они приняли решения об установлении земельного налога. В большинстве из них определен один авансовый платеж по сроку уплаты – 1 сентября и по истечении налогового периода – 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Земельный налог с физических лиц начисляется налоговыми органами и уплачиваются гражданами на основании уведомлений, направляемых в их адрес из инспекций. В случае неполучения налогового уведомления, плательщикам следует обращаться в инспекцию по месту жительства.
Трудности в исчислении и порядке уплаты налога
Имеются случаи, когда граждане обращаются в налоговые органы с вопросом о причинах неполучения налогового уведомления на уплату земельного налога. Чаще всего это связано с тем, что по значительному количеству земельных участков, по которым до изменения налогового законодательства (до 2006 года) земельный налог уплачивался, отсутствуют сведения о кадастровой стоимости. Основная причина такого положения – неоформленные права на земельный участок. Без соответствующих документов и сведений, переданных из Роснедвижимости, налоговые органы не могут начислить земельный налог.
Для исправления ошибок в сведениях о земельных участках (например, по размеру площади, стоимости, местоположению, правообладателю и т.д.) гражданам необходимо обращаться в кадастровую палату. Исправленные данные будут возвращаться в инспекции для последующего использования при исчислении налога. Самостоятельно внести какие-либо изменения в информационные базы данных налоговики не имеют права.
Итоги работы налоговых органов по администрированию земельного налога
В течение всего 2006 года проводилась работа по идентификации сведений о земельных участках со всеми структурами, от которых зависело своевременное начисление земельного налога с физических лиц, в первую очередь – с террито-риальными муниципальными органами.
Несмотря на большие трудности в работе, связанными с изменениями в принципах уплаты и начисления земельного налога, налоговикам удалось обеспечить поступление в местные бюджеты этого налога.
На сегодняшний день работа по формированию базы данных плательщиков земельного налога (исходя из представленных Управлением Роснедвижимости и муниципальными образованиями сведений) практически завершена.
В результате проведенной работы за 2006 год поступило 63 млн. руб. земельного налога с физических лиц. За январь-июль 2007 года поступило 28 млн. рублей земельного налога с физических лиц.
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
Управления ФНС России по Тамбовской области
Начать дискуссию