Нередко организации выплачивают заработную плату работникам частично, а иногда полностью в конвертах. Тем самым указанные суммы исключают из налогообложения, а именно незаконно уменьшают налоговые базы по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц. Но такая «экономия» зачастую оборачивается необходимостью единовременной уплаты налогов и штрафных санкций в ощутимых размерах.
Единый социальный налог – налог социально значимый и касается интересов всех граждан. С 1 января 2005 года максимальная ставка единого социального налога понижена с 35,6% до 26%. Кроме того, с 1 января 2005 года увеличился порог шкалы регрессии до 280000 руб. в год. Сняты ограничения на использование регрессивной шкалы: на минимальный уровень средних доходов (2500 руб. в месяц на одного работника).
Льготные ставки налога применяются, когда доход работника превышает 280000 руб. Таким образом, изменения создали условия для формирования достаточного объема средств, необходимых для социального обеспечения граждан и снижения налогового бремени налогоплательщиков. Предполагалось, что освободившиеся средства будут направлены на выплаты «белых» зарплат и легализацию отношений с работниками. Однако прогноз пока не оправдался, и, как следствие, изменения не привели к массовому отказу от использования различных «серых» зарплатных схем, итог применения которых - огромные потери для бюджета, а также низкие пенсии либо отсутствие гарантий пенсионного обеспечения.
Наиболее распространенной является "конвертная" схема, когда начисление заработной платы производится неофициально и выплачивается она в конвертах. Классическая "конвертная" схема, распространенная повсеместно, состоит в том, что налогоплательщики допускают неполное отражение в бухгалтерском учете выплаченной заработной платы.
В борьбе с «конвертными» зарплатами активную позицию занимают налоговые органы Ставропольского края.
Сигналом для проведения проверки налогоплательщиков, использующих "конвертную" схему, как правило, служат жалобы физических лиц на бывших работодателей о неполном отражении в бухгалтерском учете выплаченной заработной платы либо о полном сокрытии их заработной платы. Такие заявления зачастую поступают от физических лиц при увольнении, болезни, оформлении пенсии по инвалидности или по старости. Также информация в налоговые органы поступает из других внешних источников.
В случаях, когда в ходе выездных налоговых проверок выявляется факт выплаты заработной платы в суммах ниже размера прожиточного уровня, либо минимального размера оплаты труда на предприятиях аналогичной отрасли в регионе, появляется основание предполагать, что часть заработной платы выплачивается в «конвертах». При этом устанавливаются факты отсутствия первичных бухгалтерских документов по начислению заработной платы, или отсутствия счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематического несвоевременного или неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности операций по начислению и выплате заработной платы. В ходе таких проверок также доначисляются налоги и применяются меры ответственности.
По вопросу пресечения фактов незаконного снижения уровня налогообложения ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ряде регионов уже наработана определенная арбитражная практика и приняты решения в пользу налоговых органов, сделаны выводы о доказанности недобросовестных действий ряда организаций, направленных на уклонение от уплаты налога. Одним из примеров борьбы налоговых органов с «конвертными» зарплатами является дело, рассмотренное ФАС Уральского округа (постановление от 22.09.2005 по делу № Ф09-4201/05-С2). В ходе выездной проверки организации по вопросам правильности исчисления НДФЛ и ЕСН налоговый орган установил наличие двойного учета заработной платы работников. Причем было выявлено, что фактически полученная работниками заработная плата превышает суммы отраженной в бухгалтерском учете в 2,6-3,4 раза. Следствием таких действий организации явилась неполная уплата ЕСН из-за снижения налоговой базы, а также невыполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц. В результате общая сумма неуплаченных налогов составила около 3 миллионов рублей. Кроме того, организации предъявлены штрафные санкции на общую сумму 585 тысяч рублей.
Суд признал правомерность применения штрафных санкций, предусмотренных Налоговым Кодексом, счел достаточными доказательства ведения двойного учета заработной платы у работников, содержащиеся в материалах выездной проверки. Такими доказательствами явились протоколы допроса свидетелей, сведения о доходах физических лиц по предыдущему месту работы, протоколы осмотра помещений, протоколы выемки системных блоков. Кроме того, при проведении технического исследования системных блоков были восстановлены удаленные файлы, содержащие ведомости начисления заработной платы.
Итак, выдавая заработную плату работникам частично в «конвертах», организация сэкономила на налогах. Но такая «экономия» обернулась впоследствии необходимостью единовременной уплаты налогов и штрафных санкций в ощутимых размерах.
Все вышеизложенное характеризует отношения работодателей с государством в части уплаты налогов и страховых взносов. Но хотелось бы особое внимание обратить на то, что неуплата ЕСН и страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ имеет и свой социальный аспект. На заработную плату в «конвертах» работодатель страховые взносы не начисляет и соответственно, не уплачивает взносы в ПФР. Следовательно, указанные суммы не отразятся на индивидуальном счете гражданина в Пенсионном Фонде и не будут учтены при начислении ему пенсии.
Кроме того, при выплате заработной платы официально не в полном размере сокращается и размер выплаты по больничным листам и иных социальных выплат, ограничиваются кредитные возможности работающих.
Такие же проблемы стоят и перед большим количеством граждан, которые работают по найму без оформления трудовых и гражданско – правовых договоров. По трудовому законодательству ответственность за обеспечение социальных гарантий нанимаемых на работу сотрудников возложена на работодатели.
И.В. Образцова. Заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю
Начать дискуссию