Изменения, внесенные в Налоговый кодекс России Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ и вступившие в силу с 01.01.2007 года, многие аналитики называют неоднозначными, поскольку упорядочивание налогового администрирования соседствует с созданием новых проблемных вопросов при практическом применении норм закона.
Закон ужесточил правила возмещения НДС
Изменения внесены в правила зачета и возмещения НДС. Так основное нововведение заключается в том, что проведение камеральной проверки для возмещения НДС становится обязательным.
Учитывая то, что на камеральную проверку статья 88 Налогового кодекса в редакции от 01.01.2007 г. отводит налоговым органам три месяца, можно сказать, что теперь правила возмещения НДС ужесточились на законодательном уровне.
Под возмещением НДС Налоговый кодекс подразумевает не только возврат налога, но и его зачет. Поэтому зачет излишне уплаченных сумм налога в счет погашения текущей задолженности откладывается как минимум до окончания камеральной проверки. В итоге налогоплательщик может попасть в ситуацию, когда решение о возмещении налога еще не принято, а срок уплаты НДС за следующий период уже подошел. Если налогоплательщики уверены в своем праве на вычет, они могут не перечислять налог в пределах суммы НДС, заявленного к возмещению (п. 5 ст. 176 НК РФ). Несмотря на то, что непогашенная задолженность именуется недоимкой, пени по ней начисляться не будут. Но только если налоговый орган примет решение возместить налог. В противном случае пени будут начислены с момента возникновения обязанности по уплате налога.
С 01.01.2008 года налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал (ст. 163 НК РФ в новой редакции).
Изменился и порядок камеральных проверок
Значительные изменения внесены в порядок проведения камеральных налоговых проверок. Так, по камеральным налоговым проверкам теперь предусмотрено составление акта и возможность подачи налогоплательщиками разногласий на акт камеральной налоговой проверки.
Налоговые органы теперь могут проверять любые периоды деятельности налогоплательщиков, а не только три года, предшествующих дате проведения проверки, как было раньше (ст. 87 и 88 НК).
При этом в новой редакции Налогового кодекса законодатели ограничили количество документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной проверки (п. 7 ст. 88 НК). В то же время в пункте 6 статьи 88 главного налогового документа указано, что налоговые органы вправе также требовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на них.
В новой редакции пункта 8 статьи 88 НК РФ отдельно оговорен порядок проведения камеральной проверки по НДС. После 1 января 2007 года налоговые органы не ограничиваются в возможности требовать у фирм документы, подтверждающие правомерность вычетов по налогу (абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ).
Выездные налоговые проверки продлеваются
Изменения коснулись и порядка проведения выездных налоговых проверок. Срок проведения выездной налоговой проверки теперь составляет два месяца со дня вынесения решения о ее назначении до даты составления справки о результатах (п. 8 ст. 89 НК РФ).
Кроме того, увеличен отрезок времени, на который проверка может быть продлена, - до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести. Налоговые органы теперь сами могут по решению руководителя или его заместителя приостановить проведение выездной проверки по закрытому перечню оснований для этого. А именно: потребность получить информацию от иностранных государственных органов, проведение экспертиз, перевод документов на русский язык, необходимость истребовать документы о налогоплательщике от иных лиц. Помимо этого с 2007 года ограничено количество выездных проверок. Налоговые органы могут проводить их не более двух раз в год (п. 5 ст. 89 НК РФ).
Кроме того, изменены правила проведения повторных выездных проверок. При такой проверке налоговые органы вправе рассматривать только сведения за три года.
В новой редакции статьи 89 НК РФ (подпункт 2 пункта 10) указано, что повторная налоговая проверка может быть проведена налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Кроме того, вводится понятие активного противодействия налоговой проверке (ст. 113 НК РФ), при котором приостанавливается срок исковой давности по привлечению к ответственности.
Ряд вопросов с 01.01.2007 г. снят. Порядок проведения выездных проверок филиалов прописан в обновленной статье 89 НК РФ (п. 7).
Налоговый орган может проверить филиал или представительство в рамках выездной проверки головной организации. Также налоговые органы имеют право провести отдельную проверку правильности исчисления и своевременности уплаты филиалом (представительством) региональных и (или) местных налогов.
Понятие "встречная проверка" с 1 января 2007 года исключено из Налогового кодекса РФ.
Тем не менее, встречные проверки как таковые остались. Просто теперь они называются иначе - "истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках".
Налоговый кодекс РФ дополнен новой статьей 93.1, которая позволяет налоговому органу запросить лишь информацию или документы, связанные со сделками.
Также можно отметить, что с 2010 года начнет действовать норма (п. 5 ст. 93 НК РФ), согласно которой налоговая служба, однажды запросив те или иные документы, второй раз будет не вправе их истребовать.
"Правонарушение" можно оспорить
С 01.01.2007 г. введена новая статья 101.4 Налогового кодекса, которая также вызывает вопросы.
В статье не говорится о моменте вступления в силу решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства.
По факту правонарушения должен быть составлен соответствующий акт. Он вручается лицу, совершившему проступок. Однако срок, в течение которого акт должен быть вручен правонарушителю, не установлен.
В случае несогласия с фактами, изложенными в документе, привлекаемое лицо вправе в течение 10 дней представить в инспекцию письменные возражения, к которым могут быть приложены сведения, подтверждающие их обоснованность (п. 5 ст. 101.4 НК).
Далее руководитель инспекции или его заместитель принимает решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение или об отказе в привлечении. На основании этого налогоплательщику отправляют требование об уплате пеней и штрафа (п. 10, 11 ст. 101.4 НК). В статье нет срока направления решения и требования, следовательно, нужно руководствоваться общим порядком, установленным для этого, который составляет три месяца со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК).
Более 250 работников - переходи на электронную отчетность!
Законодатели вдогонку к масштабным изменениям, уточнили некоторые из не вполне ясных поправок.
Федеральный закон от 30.12.06 № 268-ФЗ устранил неясность с определением среднесписочной численности работников для обязательного перехода на электронную отчетность. Еще закон уточнил сроки сдачи упрощенной отчетности при отсутствии хозяйственной деятельности.
Первоначальная редакция поправок обязала налогоплательщиков, у которых среднесписочная численность работников на 1 января 2007 года составит более 250 человек, сдавать отчетность только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (а с 1 января 2008 года - более 100 человек). Но из текста было не понятно, за какой именно период определять эту численность.
Поправки устранили неясность. К тому же у данной категории налогоплательщиков появилась дополнительная обязанность - сообщить сведения о среднесписочной численности в налоговые органы. А с 2008 года абсолютно все налогоплательщики должны будут сообщать в налоговые органы о среднесписочной численности за истекший год. Делать это нужно будет не позднее 20 января следующего года ( за 2007 год - до 20.01.2008).
Если говорить об упрощенной отчетности, которую теперь вправе сдавать налогоплательщики, не ведущие хозяйственной деятельности, то нововведения уточнили, что следует понимать под этим состоянием. Хозяйственной деятельности нет, если нет движения средств по банковским счетам и нет объектов налогообложения. А, кроме того, указан срок для сдачи упрощенной декларации: не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
Начальник юридического отдела
Е.Ф. Артеменков
Начать дискуссию