Какой должна быть налоговая политика, определяет государство. Современная имеет три направления: стимулирование позитивных структурных изменений в экономике; последовательного снижения налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования.
Качество последнего из вышеперечисленных факторов напрямую зависит от компетентности специалистов налоговой инспекции, их личной культуры, быстроты и четкости взаимодействия с коллегами. Наша цель: чем меньше налогоплательщик проведет времени в стенах инспекции, чем быстрее удовлетворит все свои потребности, которые привели его к нам, тем выше оценка нашей работы.
В свою очередь, от налогоплательщиков мы всеми законными способами добиваемся полного и своевременного исполнения обязательств перед государством. В этом смысл налогового контроля. Основной и более эффективной его формой являются выездные налоговые проверки. Их цель - выявление нарушений налогового законодательства, пресечение и предупреждение таковых.
Но кому же хочется стать объектом для проверок? Даже если они проводятся в доброжелательной корректной форме, процедура, мягко говоря, не из приятных. Как избежать «гостей» в виде строгих контролеров? Частично ответ на этот вопрос мы давали в газете «Новый мир» (№166-167 от 25.08.2007г.). Только жизнь требует повторения некоторых истин.
Выездные налоговые проверки, за редким исключением, всегда планируются. Современная система отбора предприятий, организаций, учреждений для изучения налоговыми органами положения дел на местах основана на простых принципах: режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков; своевременное реагирование со стороны налоговиков на признаки возможного совершения правонарушения; неотвратимость наказания нарушителей налогового законодательства в случае выявления таковых.
За основу планирования берется всесторонний анализ информации о налогоплательщике, которую мы имеем в налоговом органе и получаем из внешних источников, и определение зон риска совершения налогового правонарушения с учетом разработанных критериев.
Приоритетными для включения в план проверок являются организации, в которых наблюдаются те или иные из нижеизложенных явлений.
Если организация на протяжении многих лет отражает в отчетности убытки, то такое положение рано или поздно обязательно вызовет подозрение у налоговиков, и выездная проверка будет назначена непременно. Как и в случае, когда постоянно снижается уровень рентабельности и налоговая нагрузка (совокупная сумма уплаченных налогов по отношению к выручке) составляет менее 1%.
Особый «интерес» налоговые органы проявят к организации, у которой будет наблюдаться рост расходов организации более быстрыми темпами по отношению к доходам. В этой связи особое внимание следует обратить на отнесение затрат для целей налогообложения в соответствии со статьей 252 Налогового кодекса РФ: расходы должны быть фактически осуществлены, обоснованы (экономически оправданы), документально подтверждены и связаны с получением дохода.
Если удельный вес налоговых вычетов превышает 90 %, то ждите сотрудников отдела выездных проверок налоговой инспекции.
Всегда вызывает подозрение низкий уровень заработной платы рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, а также наемных работников у индивидуальных предпринимателей. В настоящее время в налоговых органах созданы специальные комиссии для работы с работодателями, выплачивающими официальную заработную плату своим работникам ниже прожиточного уровня, установленного в регионе (сегодня это - 3377 руб.). Борьба с «конвертными» выплатами ведется повсеместно. Все больше и больше сигналов поступает от населения, накапливается опыт, нарабатываются методы контроля в этом направлении.
Неоднократное приближение к предельному значению показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы, тоже является поводом для пристального внимания со стороны налоговых органов.
А уж если обнаружится участие налогоплательщика в «схемах» ухода от налогообложения, неправомерное получение налоговой выгоды, «миграция» между налоговыми органами и уж тем более если налогоплательщик не реагирует на требования или обращения налоговых органов, то проверяющие пожалуют в обязательном порядке.
Мы не пытаемся никого запугивать. Если некоторые из перечисленных показателей обоснованы и подтверждены документами, то такое, конечно, имеет место быть на определенном этапе производственно – хозяйственной деятельности. К сожалению, практика показывает, что в 8 из 10 случаев при выездных проверках устанавливаются налоговые правонарушения. Так, например, за 10 месяцев текущего года нами во все уровни бюджетов дополнительно начислено более 83 млн. рублей.
Ознакомившись с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, каждый руководитель и главный бухгалтер может без труда отвести от себя выездную проверку путем уточнения своих налоговых обязательств. Выявить и исправить допущенные ошибки можно, пересмотрев еще раз документы, проверив бухгалтерскую и налоговую отчетность, проанализировав спорные суммы доходов и расходов.
Намечая определенные шаги, всегда надо думать, что обойдется дороже: либо попасть в поле зрения выездного контроля налоговой инспекции, либо избежать этого, работая открыто, в полной мере исполняя свой конституционный долг перед государством.
Светлана Резниченко,
начальник отдела выездных проверок №1
ИФНС России по г.Кургану
Начать дискуссию