Новости ФНС

Досудебное урегулирование споров

Рекомендации лицам, принявшим решение обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Досудебное урегулирование споров

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено право лиц на обжалование в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, то есть право на досудебное урегулирование спора.

Досудебные процедуры – это важнейшее средство утверждения начал законности в деятельности налоговых органов. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы начинают действовать уже как власть, которая выполняет не только фискальные функции, но и выходит на новый качественный уровень своей правоприменительной деятельности, то есть усиливает свою ответственность за состояние законности в налоговых правоотношениях.

О растущем доверии к налоговым органам в части работы по досудебному урегулированию налоговых споров свидетельствует увеличение количества поступивших в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области за 9 месяцев 2007 года жалоб на 44 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Количество поступивших апелляционных жалоб в III квартале превысило количество таких жалоб за I полугодие.

Напомню, что нормы Налогового кодекса Российской Федерации, предоставившие налогоплательщикам право подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до момента вступления в силу обжалуемого решения, вступили в силу с 1 января 2007 года.

Как показывают статистические данные, новации в налоговом законодательстве активно используются налогоплательщиками для защиты своих прав.

Мне хотелось бы дать некоторые рекомендации лицам, принявшим решение обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Нередко Управлением Федеральной налоговой службы по Оренбургской области жалобы лиц оставляются без рассмотрения, поскольку не подписаны заявителем, либо к жалобе не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя. При этом следует отметить, что приложенная к жалобе копия доверенности должна быть заверена в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так копия доверенности, выданная юридическим лицом, должна быть заверена подписью уполномоченного лица и печатью организации, выдавшей данную доверенность. Заверить такую доверенность можно и у нотариуса. Доверенность, выданная физическим лицом, должна быть заверена у нотариуса, и соответственно и ее копия.

Копия доверенности, выданной юридическим лицом, не может быть заверена уполномоченным лицом и печатью филиала.

Нередки случаи отсутствия в жалобах предмета и обоснований заявленных требований, указания на налоговый орган, акт которого обжалуется. Недостаточно в жалобе указать номер и дату обжалуемого решения налогового органа и требование об его отмене. Необходимо изложить обоснования заявленных требований со ссылкой на подтверждающие документы, которые заявитель вправе приложить к жалобе, предварительно заверив их.

Практика рассмотрения жалоб показывает, что результат их рассмотрения во многом зависит от того, насколько полно в ней изложены доводы заявителя и обоснования заявленных требований, имеются ли ссылки на нормативные акты и подтверждающие документы.

Надеюсь, что мои рекомендации в полной мере помогут налогоплательщикам разрешить возникший спор в досудебном порядке, не обращаясь в суд.

Т.М.Иванова, начальник отдела налогового аудита УФНС России по Оренбургской области

Начать дискуссию