Согласно пункту 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) определено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. При этом на основании статьи 147 Трудового кодекса оплата труда таких работников устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), предусмотренными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Однако она должна быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
В письме департамент таможенной и налоговой политики (далее -Департамент) Минфина РФ, прежде всего, акцентирует внимание на том, что ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают доплаты к заработной плате как компенсационную выплату. Компенсационная выплата является не вознаграждением за труд, а возмещением расходов, возникших вследствие причинения ущерба, либо иных расходов (затрат) работника.
Таким образом, к доплатам не применяются пункт 3 статьи 217 и подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Налогового Кодекса, и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.
Вместе с тем помимо доплат к заработной плате согласно статье 219 Трудового кодекса человек имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В этом случаи размеры компенсаций и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации об утверждении размеров вышеуказанных компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия их предоставления в настоящее время разрабатывает Минздравсоцразвития России.
До принятия указанного выше постановления основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, которая проводится в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997 №312 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».
Компенсационные выплаты, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании пункта З статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса.
В случае возникновения сомнения в правомерности установления организацией компенсационных выплат работникам, занятым на работах с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, для решения данного вопроса налоговые органы в ходе контрольной работы на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 31 Кодекса вправе привлечь экспертов Федеральной службы по труду и занятости и (или) органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в сфере вопросов охраны труда.
В письме Департамента также обозначены и основания обращения налоговых органов к экспертам Федеральной службы по труду и занятости. Так, среди таких причин могут быть отсутствие упомянутых выше доплат к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, при наличии выплат им указанных компенсаций, значительное несоответствие размера надбавки и размера компенсации таким работникам, то есть признаки того, что под видом не облагаемых налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом компенсационных выплат производится оплата труда работников в повышенном размере. Предметом экспертизы может являться подтверждение ущерба здоровью, вызванного вредными условиями труда, а также оценка компенсируемых в этой связи расходов.
Таким образом, по мнению Департамента, при освобождении от налогообложения компенсационных выплат необходимо учитывать, что компенсационный характер выплат должен подтверждаться наличием количественной оценки расходов, понесенных физическим лицом в результате занятости на работах с вредными условиями труда, или денежной оценки ущерба здоровью, вызванного неблагоприятными факторами труда. Одновременно требует проверки невозможность устранения вредных условий работы при современном техническом уровне производства и организации труда также требует проверки. Выполнение указанных условий при отсутствии утвержденного порядка может являться признаком, отличающим повышенную оплату труда от компенсационных выплат.
Отдел работы с налогоплательщикмаи и СМИ УФНС России по Примосркому краю
Начать дискуссию