Летом этого года в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ были внесены многочисленные поправки, благоприятные для плательщиков НДФЛ. Практические советы по применению новых норм — в статье.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ (далее — Закон № 216-ФЗ) с будущего года изменяются правила налогообложения отдельных видов доходов физических лиц, вводится новый социальный вычет, расширяется перечень лиц, которые обязаны самостоятельно рассчитывать налог и представлять декларации по НДФЛ, установлены предельные размеры необлагаемых суточных по командировкам внутри страны и за ее пределы, уточнен порядок освобождения от обложения НДФЛ стоимости путевок.
Доходы, освобождаемые от налогообложения
В новой редакции пункта 3 статьи 217 НК РФ предусмотрено, что с 1 января 2008 года при оплате работодателем работнику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в налогооблагаемый доход не включаются суточные, выплачиваемые по законодательству РФ, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории России и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в загранкомандировке.
Сейчас в главе 23 Налогового кодекса нормативы суточных отсутствуют. Поэтому при определении размера суточных, выплачиваемых работникам за время командировки, применяются нормативы, утвержденные постановлениями Правительства РФ.
Пункт 8 статьи 217 НК РФ дополнен новым положением, согласно которому расширяется круг получателей единовременной материальной помощи, не облагаемой налогом. Не подлежит налогообложению независимо от источника выплаты единовременная материальная помощь членам семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, с целью возмещения причиненного им материального ущерба или вреда здоровью, а также членам семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории РФ.
В новой редакции пункта 9 статьи 217 НК РФ уточнен порядок освобождения от налогообложения стоимости путевок, оплаченных организациями за физических лиц. Оплата путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации, находящиеся на территории России, не включается в доход физического лица при условии, что она была произведена за счет средств:
— организаций, если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с Налоговым кодексом не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (согласно пункту 29 статьи 270 НК РФ при исчислении налога на прибыль не учитываются расходы организации на оплату путевок на лечение);
— бюджетов бюджетной системы РФ;
— полученных от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.
Суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевки не облагаются НДФЛ, если такая оплата произведена организацией (индивидуальным предпринимателем) за работников, членов их семей, бывших работников, уволенных в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидов, не работающих в организации.
ПРИМЕР 1
В январе 2008 года ООО «Астра» приобрело за счет собственных средств путевку в санаторий, находящийся в г. Сочи, для бывшего работника В.А. Королева. Он уволился из организации в 2006 году в связи с выходом на пенсию по старости.
У В.А. Королева стоимость путевки не включается в налоговую базу по НДФЛ за 2008 год.
В 2007 году в аналогичной ситуации, когда ООО «Астра» оплатило А.В. Королеву путевку в тот же санаторий, эта сумма была включена у данного налогоплательщика в налоговую базу по НДФЛ за 2007 год.
Напомним, что к санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.
На основании поправок, внесенных Законом № 216-ФЗ в пункты 35 и 36 статьи 217 НК РФ, расширен список доходов, освобождаемых от налогообложения. Так, не облагаются НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по предоставленным им займам и кредитам (п. 35). При этом никаких ограничений в зависимости от цели получения заемных (кредитных) средств и их размеров не установлено. Указанное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года. Освобождены от налогообложения субсидии на приобретение и (или) строительство жилого помещения, которые предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (п. 36). Данное положение вводится в действие с 1 января 2008 года.
Налоговая база по доходам в натуральной форме
В статье 211 HK РФ установлены особенности определения доходов в натуральной форме. К ним, в частности, относятся:
— оплата (полностью или частично) за налогоплательщика организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
— полученные налогоплательщиком товары, выполненные в его интересах работы, оказанные в его интересах услуги на безвозмездной основе;
— оплата труда в натуральной форме.
Согласно новой редакции пункта 1 статьи 211 HK РФ при расчете налоговой базы по доходам, полученным от организаций (индивидуальных предпринимателей) в натуральной форме, из общей стоимости полученных товаров (работ, услуг) исключается сумма частичной оплаты налогоплательщиком стоимости этих товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг.
В соответствии с поправкой, внесенной в пункт 2 статьи 211 HK РФ, к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, отнесены товары, выполненные в его интересах работы, оказанные в его интересах услуги с частичной оплатой.
ПРИМЕР 2
Организация занимается розничной торговлей мебелью. В январе 2008 года она продала работнику кухонный гарнитур, рыночная стоимость которого равна 50 000 руб. (включая НДС). Причем работник заплатил лишь 30 000 руб., а 20 000 руб. заплатила организация.
В налоговую базу по НДФЛ за январь 2008 года у работника включается доход в размере 20 000 руб. (часть стоимости товара, оплаченного за него организацией).
Изменения затронули и правила определения налоговой базы по доходам в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предусмотренные в подпункте 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ.
При расчете материальной выгоды по заемным (кредитным) средствам, полученным в рублях, учитывается ставка рефинансирования Банка России на дату фактического получения дохода, а не на дату получения таких заемных (кредитных) средств, как раньше. Рассчитывать налоговую базу по материальной выгоде от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, исчислять, удерживать и перечислять удержанный налог в бюджетную систему РФ будут налоговые агенты. Налог с доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными как в рублях, так и в иностранной валюте, уплачивается по ставке:
— 35% — по доходам физических лиц — налоговых резидентов РФ;
— 30% — по доходам физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Ставка 13% к доходам в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами не применяется.
В связи с принятыми изменениями доходом в виде материальной выгоды не признается материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Но это возможно, только когда налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ.
Обратите внимание: в действующей до 2008 года редакции пункта 2 статьи 212 НК РФ налоговая база исчисляется в день уплаты процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, но не реже одного раза в год. С 1 января 2008 года налоговая база будет определяться в день уплаты процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.
Налоговая база по договорам страхования и новый социальный вычет
В пункте 1 статьи 213 НК РФ оговорены страховые выплаты, не учитываемые при определении налоговой базы. Это, в частности, страховые выплаты:
— по договорам обязательного страхования;
— по договорам добровольного страхования жизни в случае выплат, связанных с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо в случае наступления иного события, если по условиям такого договора страховые взносы уплачиваются налогоплательщиком и если суммы страховых выплат не превышают внесенных им страховых взносов. При этом сумма страховых взносов увеличивается на сумму, равную сумме произведений величины страховых взносов, внесенных со дня заключения договора страхования по день окончания каждого года действия такого договора добровольного страхования жизни (включительно), и действовавшей в соответствующий период среднегодовой ставки рефинансирования Банка России. Среднегодовая ставка рефинансирования Банка России — это частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин ставок рефинансирования, действовавших на 1-е число каждого календарного месяца года, в течение которого действовал договор страхования жизни, на количество суммируемых величин ставок рефинансирования Банка России;
— по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью и (или) возмещения медицинских расходов застрахованного лица (за исключением оплаты стоимости санаторно-курортных путевок);
— по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований по законодательству РФ.
При досрочном расторжении договоров добровольного страхования жизни (исключая случаи досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврате физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей выплате (по правилам страхования и условиям этих договоров) при досрочном расторжении таких договоров, полученный доход (за вычетом сумм страховых взносов, внесенных налогоплательщиком) учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
В случае расторжения договоров добровольного пенсионного страхования (кроме случаев расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическому лицу денежной (выкупной) суммы, подлежащей выплате (по правилам страхования и условиями договора) при расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм страховых взносов, внесенных налогоплательщиком, учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты. Причем налог с таких доходов исчисляется по ставке:
— 13% — в отношении доходов физических лиц — налоговых резидентов РФ;
— 30% — в отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Налоговая ставка 35% к страховым выплатам не применяется.
Впервые в главе 23 НК РФ предусмотрено, что в случае расторжения договора добровольного пенсионного страхования (исключая случаи расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, по которым ему был предоставлен социальный налоговый вычет, закрепленный в новом подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ.
Страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного пенсионного страхования обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение соответствующего социального вычета (подп. 4 п. 1 ст. 219 HK РФ).
Если налогоплательщик представит справку, выданную налоговым органом по месту его жительства и подтверждающую факт неполучения (получения) им социального вычета, предусмотренного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, страховая организация не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию. Форма указанной справки утверждается ФНС России.
При исчислении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов. Но только когда эти суммы уплачиваются за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций (индивидуальных предпринимателей), не являющихся работодателями в отношении указанных физических лиц, за которых они вносят страховые взносы (исключая случаи страхования физических лиц по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования).
Поправки в статью 213.1 НК РФ в основном связаны с предоставлением налогоплательщику права на получение социального налогового вычета в части расходов, произведенных им по уплате платежей (взносов) по договору негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственный пенсионный фонд при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм удерживает сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной величине платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета. Допустим, налогоплательщик представит справку, выданную налоговой инспекцией по месту его жительства, подтверждающую неполучение (или получение) им социального налогового вычета. Тогда негосударственный пенсионный фонд не удерживает (или исчисляет) сумму налога, подлежащую удержанию. Данные изменения начнут действовать с 1 января 2008 года.
Новшества в исчислении НДФЛ по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями
В новой редакции статьи 214.1 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются не только ценные бумаги, но и фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг.
С 1 января 2008 года при исчислении налоговой базы учитываются доходы по операциям:
— купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
— купли-продажи ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
— с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг;
— погашения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;
— с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, осуществляемым доверительным управляющим (кроме управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд) в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя) — физического лица.
Как видим, при расчете налоговой базы по операциям купли-продажи ценных бумаг учитываются операции купли-продажи инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов. Операции по погашению инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов выделены в отдельную категорию.
Налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются фондовые индексы, формируется аналогично налоговой базе по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги.
Кроме того, Закон № 216-ФЗ внес уточнения в пункты 3—5 статьи 214.1 НК РФ, касающиеся состава затрат, учитываемых при расчете налоговой базы.
Так, в состав расходов на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, принимаемых к вычету по доходам от операций купли-продажи ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев ПИФов, относится налог, уплаченный налогоплательщиком при получении акций, паев в порядке дарения согласно пункту 18.1 статьи 217 HK РФ.
Предположим, налогоплательщик получил в собственность от физического лица в порядке дарения ценные бумаги. Тогда при налогообложении доходов по операциям купли-продажи ценных бумаг (погашения инвестиционных паев) документально подтвержденными расходами признаются суммы, с которых был исчислен и уплачен налог со стоимости ценных бумаг, полученных в порядке дарения.
При реализации (погашении) инвестиционных паев, выданных управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление имуществом, которое составляет паевой инвестиционный фонд, и полученных налогоплательщиком при внесении имущества (имущественных прав) в имущество ПИФа, расходами на приобретение этих инвестиционных паев признаются документально подтвержденные расходы на приобретение имущества (имущественных прав), внесенного в имущество ПИФа.
При реализации инвестиционного пая, не обращающегося на ОРЦБ, расходы определяются исходя из цены приобретения этого инвестиционного пая, включая надбавки.
В случае приобретения не обращающегося на ОРЦБ инвестиционного пая ПИФа у управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим данный паевой инвестиционный фонд, рыночной ценой признается расчетная стоимость инвестиционного пая, которая определяется в порядке, установленном законодательством РФ об инвестиционных фондах.
По операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (исключая сделки, заключаемые в целях снижения рисков изменения цены ценной бумаги) налоговая база исчисляется как сумма доходов, полученных по совокупности операций с финансовыми инструментами срочных сделок, совершенных в течение налогового периода, за вычетом суммы убытков по таким операциям.
Доход (убыток) по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок — это разница между суммами доходов от операций с финансовыми инструментами срочных сделок (включая начисленные суммы вариационной маржи и (или) премии по сделкам с опционами) за вычетом фактически произведенных налогоплательщиком и документально подтвержденных расходов на заключение, исполнение и прекращение срочных сделок (в том числе расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг), а также расходов, связанных с уплатой сумм вариационной маржи и (или) премии по сделкам с опционами. К указанным расходам, в частности, относятся:
— суммы, уплачиваемые продавцу по договору;
— оплата услуг, оказываемых депозитарием;
— комиссионные отчисления профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
— биржевой сбор (комиссия);
— оплата услуг регистратора;
— другие расходы, непосредственно связанные с операциями с финансовыми инструментами срочных сделок, за услуги профессиональных участников рынка ценных бумаг в рамках их профессиональной деятельности.
При определении налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключаемых в целях снижения рисков изменения цены ценной бумаги, следует учитывать, что доходы от операций с финансовыми инструментами срочных сделок (включая премии по сделкам с опционами) увеличивают, а убытки уменьшают налоговую базу по операциям с базисным активом.
С 1 января 2008 года пункт 8 статьи 214.1 НК РФ дополняется положениями, которые устанавливают общий порядок перечисления профессиональными участниками рынка ценных бумаг — налоговыми агентами налога, удержанного с доходов физических лиц от операций купли-продажи ценных бумаг и с финансовыми инструментами срочных сделок. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, признаваемые налоговыми агентами, обязаны удержанный налог перечислить в течение месяца с даты окончания налогового периода или с даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг).
Налоговая база в отношении доходов по вкладам в банках
Законом № 216-ФЗ в главу 23 НК РФ введена статья 214.2, которая устанавливает новый порядок определения налоговой базы по процентному доходу по вкладам в банках. Налоговая база в отношении такого дохода по рублевым вкладам — это превышение суммы процентов, начисленных по договору, над суммой процентов, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в периоде, за который начислены проценты. По вкладам в валюте налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленных по договору, над суммой процентов, рассчитанной исходя из 9% годовых. С процентных доходов по вкладам в банках налог удерживается по ставке 35% с физических лиц — налоговых резидентов РФ и по ставке 30% — с физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Ставка 13% к процентным доходам по вкладам в банках не применяется.
Кроме того, согласно новой редакции пункта 27 статьи 217 HK РФ от налогообложения освобождаются доходы в виде процентов по рублевым вкладам в банках, находящихся в России, процентная ставка по которым превышает ставку рефинансирования Банка России. Но это возможно, если:
— размер процентов на дату заключения либо продления договора не превышал действующую ставку рефинансирования Банка России;
— с момента такого превышения прошло не более трех лет;
— размер процентов по вкладам в течение периода начисления не повышался.
Положения новой статьи 214.2 и пункта 27 статьи 217 НК РФ применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2007 года.
Дата фактического получения дохода
В настоящее время дата фактического получения дохода определяется как день:
— выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме;
— передачи доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме;
— уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды.
Если доход получен в виде оплаты труда, датой его фактического получения признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
С 1 января 2008 года пункт 2 статьи 223 НК РФ дополняется положением, определяющим дату фактического получения дохода в виде оплаты труда при прекращении трудовых отношений до истечения календарного месяца. Датой фактического получения налогоплательщиком дохода считается последний день работы, за который ему был начислен доход.
ПРИМЕР 3
В ООО «Стрела» день выплаты заработной платы — 5-е число месяца, следующего за отработанным месяцем. Н.Н. Петров, работник ООО «Стрела», увольняется из организации 8 февраля 2008 года (последний день работы — 8 февраля). Днем фактического получения дохода в виде заработной платы за февраль у Н.Н. Петрова считается 8 февраля 2008 года.
ООО «Стрела» — налоговый агент удерживает налог из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Налоговые вычеты и ставки
В статье 219 НК РФ понятие «дневная форма обучения» заменено понятием «очная форма обучения».
Социальный налоговый вычет на лечение можно получить в отношении расходов по договору добровольного личного страхования, заключенного как в пользу самого налогоплательщика, так и в пользу супруга (супруги), родителей и (или) детей в возрасте до 18 лет. Кроме того, социальный налоговый вычет предоставляется по суммам фактически уплаченных пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или страховые компании. Договор с ними налогоплательщик может заключить в свою пользу и (или) в пользу супруга, родителей, детей-инвалидов.
Указанные социальные налоговые вычеты предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 100 тыс. руб. в налоговом периоде. Такое ограничение не распространяется на расходы по обучению детей, принимаемые в сумме фактических затрат, но не более 50 тыс. руб., и расходы на дорогостоящее лечение.
При наличии одновременно произведенных расходов на обучение, медицинское лечение по договору негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования налогоплательщик сам выбирает, какие расходы и в каких суммах учитывать в пределах максимальной величины социального налогового вычета 100 тыс. руб.
Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
ПРИМЕР 4
Доход С.С. Иванова за 2007 год составил 300 000 руб. С него был удержан налог по ставке 13% в сумме 39 000 руб. Расходы С.С. Иванова в 2007 году на обучение сына по очной форме составили 40 000 руб. Кроме того, С.С. Иванов уплатил за свое обучение 35 000 руб., за лечение — 45 000 руб. В 2007 году он также перечислил 70 000 руб. страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования за себя и жену.
Налогоплательщик вправе уменьшить налогооблагаемые доходы за 2007 год на суммы социальных вычетов (стандартные вычеты не учитываем): 40 000 руб. — по расходам на обучение сына, 100 000 руб. — по всем остальным расходам на лечение и обучение, хотя фактическая сумма указанных расходов составляет 150 000 руб. (35 000 руб. + 45 000 руб. + 70 000 руб.). При заполнении декларации С.С. Иванов указывает конкретные суммы расходов, которые будут приниматься к вычету в пределах норматива 100 000 руб.
В настоящее время согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ налогоплательщики имеют право на получение имущественного налогового вычета по доходам от продажи имущества. Вычет предоставляется либо в размере норматива, величина которого зависит от периода нахождения в собственности налогоплательщика имущества, либо в размере документально подтвержденных расходов, связанных с получением таких доходов. Но при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик может уменьшить сумму облагаемых налогом доходов только на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Закон № 216-ФЗ расширил круг операций, доходы по которым облагаются НДФЛ, за вычетом сумм документально подтвержденных расходов. Теперь это правило распространяется и на уступку права требования по договору участия в долевом строительстве (договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством). Такие поправки внесены в подпункт 1 пункта 1 статьи 228 НК РФ и применяются в отношении доходов, полученных по указанным договорам с 1 января 2007 года.
Важный момент: Закон № 216-ФЗ не вводит в главу 23 Кодекса новые налоговые ставки. Вместе с тем уточняется, что с 2007 года налоговая ставка 35% применяется в отношении:
— процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 НК РФ;
— доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 НК РФ.
Декларирование доходов
На основании поправок, внесенных Законом № 216-ФЗ в пункт 1 статьи 228 НК РФ (вводятся новые подпункты 6 и 7), расширен перечень лиц, которые самостоятельно исчисляют налог и подают декларацию по НДФЛ в налоговые органы. Так, с 1 января 2008 года представлять налоговую декларацию будут физические лица, получившие доходы:
— в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
— в денежной и натуральной формах в порядке дарения.
Физические лица в отношении вознаграждений, полученных как от физических лиц, так и от организаций, не являющихся налоговыми агентами, по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, должны декларировать указанные доходы.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 228 НК РФ от подачи налоговой декларации освобождаются российские военнослужащие по доходам за прохождение ими службы за границей. Норма применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2007 года.
Источники выплаты доходов, налоговые агенты
В тексте главы 23 НК РФ слова «постоянное представительство иностранной организации» заменяются словами «обособленное подразделение иностранной организации». Любые иностранные филиалы, представительства, бюро и офисы признаются в целях 23-й главы Кодекса налоговыми агентами (ст. 208 и п. 1 ст. 226 НК РФ).
Итак, с 2008 года при выплате доходов сотрудникам обособленных подразделений иностранных организаций в России указанные подразделения будут исполнять обязанности налоговых агентов.
Акимова В.М.
государственный советник налоговой службы РФ III ранга,
Управление администрирования налогов
физических лиц ФНС России
Начать дискуссию