Налог на прибыль

Комментарии к Закону Саратовской области о ставках налога на прибыль организаций

Комментарии к Закону Саратовской области от 1 августа 2007 года № 131 - СЗО «О ставках налога на прибыль организаций в отношении инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Саратовской области».

Комментарии  к Закону Саратовской области
от 1 августа 2007 года № 131 - СЗО
  «О ставках налога на прибыль организаций
в отношении  инвесторов, осуществляющих инвестиционную
деятельность на территории Саратовской области».

ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ ДАННОГО ЗАКОНА.
Настоящий Закон Саратовской области разработан и принят на основании пункта 1 статьи 284 Налогового Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым предусмотрено право субъектов Российской Федерации своими законами понижать для отдельных категорий налогоплательщиков ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации с 17,5 до 13,5 процентов.
Закон Саратовской области от 1 августа 2007 года № 131 - СЗО «О ставках налога на прибыль организаций в отношении инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Саратовской области» (далее Закон) вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество, то есть с 1 января
2008 года.
Закон опубликован 14 августа 2007 года в "Саратовской областной газете", N145 (1919).
I. ТРЕБОВАНИЯ К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ
В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:
• российские организации;
• иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или)   получающие   доходы   от   источников   в   Российской
Федерации.
Комментируемым Законом были определены дополнительные требования к налогоплательщикам налога на прибыль, при выполнении которых организация правомочна применять ставку 13,5 процента:
1. Налогоплательщик      должен      являться      вновь созданной      организацией       (за   исключением
создаваемых   путем   реорганизации   действующих организаций);
2. Налогоплательщик должен являться организацией- инвестором; 
3. Налогоплательщик        должен         реализовывать инвестиционный    проект    в    соответствии       с приоритетными        направлениями        развития экономики области;
4. Налогоплательщик должен осуществить с момента создания   капитальные   вложения   в   основные
средства, расположенные на территории области, в размере   не   менее   50   миллионов   рублей,   а   в строительстве в размере не менее 650 миллионов рублей.
1. Вновь созданная организация.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ, для целей данного кодекса под организациями понимаются:
под российскими организациями - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
под иностранными организациями - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждена форма свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, создание организации подтверждается свидетельством о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц. Датой создания признается дата внесения регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр, указанная в свидетельстве о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц.
2. Понятие организация-инвестор.
Понятие «организация-инвестор» в действующем законодательстве отсутствует.
В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ организацией признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В ст. 19 Налогового кодекса РФ установлено, что в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Таким образом, можно сделать вывод что организация - инвестор -это юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, осуществляющее капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отметим, что законодательством Российской Федерации никаких документов (свидетельств, паспортов и т.п.), подтверждающих статус организации, как инвестора, не предусмотрено.
Закон Саратовской области от 28.06.2007 N 116-ЗСО "О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области" устанавливает, что Инвестору выдается свидетельство с указанием регистрационного номера заключенного инвестиционного договора (инвестиционное свидетельство). Инвестиционное свидетельство заверяется печатью органа исполнительной власти области в сфере инвестиционной политики.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27 августа 2007 г. № 305-П установлена примерная форма инвестиционного свидетельства, которое выдается министерством инвестиционной политики Саратовской области после заключения инвестиционного договора.
Полагаем, что данный документ может рассматриваться налоговыми органами как доказательство того, юридическое лицо является организацией-инвестором.
Организация - инвестор должна быть создана на территории Саратовской области после вступления Закона в законную силу, то есть после 1 января 2008 года.
3. Реализация     инвестиционного     проекта     в     соответствии         с приоритетными направлениями развития экономики области.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ инвестиционным проектом является обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Комментируемый Закон области определяет следующие группировки видов экономической деятельности, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст (далее ОКВЭД), имеющие приоритетные направления для развития экономики области:
• обрабатывающие производства;
• строительство;
• транспорт и связь; 
• здравоохранение и предоставление социальных
услуг;
• производство и распределение электроэнергии,
газа и воды;
• добыча полезных ископаемых.
Описания видов экономической деятельности и содержание группировок содержатся в Приложении «А» к ОКВЭД.
Соответственно правом на получения налоговой льготы смогут воспользоваться те организации-инвесторы, инвестиционные проекты которых реализуются в рамках установленных группировок экономических видов деятельности. Для того, чтобы организация -инвестор правомерно могла осуществлять определенный вид экономической деятельности, в учредительных документах организации должен быть указан этот вид деятельности. Организация-инвестор должна стоять на статистическом учете по данному виду экономической деятельности и представлять статистический отчет по нему.
4. Для получения налоговой льготы организация-инвестор должна осуществить с момента создания капитальные вложения в основные средства, расположенные на территории области, в размере не менее 50 миллионов рублей, а в строительстве в размере не менее 650 миллионов рублей.
Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты (ст. 1 Федерального закона РФ от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ).
Порядок организации бухгалтерского учета основных средств регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
1. Приказом Минфина РФ  от 30.03.2001   г. N 26н  «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01";
2. Приказом  Минфина РФ  от   13.10.2003   г.  N  91н  "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету  основных  средств"   (зарегистр.   в  Минюсте  РФ
21.11.2003 г. N5252);
3. Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359).
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие    и    силовые    машины    и    оборудование,    измерительные    и 
регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
При этом комментируемый Закон требует, чтобы основной капитал (основные средства) налогоплательщика находился на территории Саратовской области.
При этом необходимо учитывать, что начинать применять ставку 13,5 процентов организация-инвестор имеет право только со дня, когда размер капитальных вложений в основные средства, расположенные на территории Саратовской области, установленный Законом (не менее 50 миллионов рублей, а в строительстве в размере не менее 650 миллионов рублей), был отражен в бухгалтерском балансе организации.
Капитальные вложения должны быть осуществлены в основные средства, расположенные на территории Саратовской области.
В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, осуществляется постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств.
Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Местом нахождения имущества Налоговый кодекс РФ признает:
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт)   приписки,    при отсутствии   такового    место   государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;
2) для иных транспортных средств, не указанных в подпункте 1, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества; 
3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.
Таким образом, для применения ставки в размере 13,5 процентов организация-инвестор должна стоять на налоговом учете по месту нахождения имущества.
III. ПЕРИОД ПРИМЕНЕНИЯ СТАВКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РАЗМЕРЕ 13,5 ПРОЦЕНТА
Ставку налога на прибыль в размере 13,5 процента налогоплательщик вправе применять в течение пяти налоговых периодов с момента отражения произведенных капитальных вложений в бухгалтерском балансе организации - налогоплательщика.
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области разъясняет, что предоставление льготы возможно с момента, когда капитальные вложения будут учтены в бухгалтерском учете в составе основных средств.
В соответствии со ст. 285 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Автоматизация учета

RPA и Росфинмониторинг

Программная роботизация взаимодействия с Росфинмониторингом давно применяется, но… среди кейсов традиционно фигурирует один: «робот зашел на сайт РФМ — вбил ФИО в строку поиска — проверил гражданина на нахождение в списках нехороших людей». Неплохо, но взаимоотношения с Росфинмониторингом на этом не исчерпываются. Давайте посмотрим на еще несколько направлений.

RPA и Росфинмониторинг

Начать дискуссию