Вопрос:
Налоговая инспекция в акте проверки вменяет мне нарушение, что у меня просрочен договор с Центром техобслуживания ККМ. При постановке на учет я заключал такой договор на 3 месяца. Сотрудник ЦТО запрограммировал ККМ, отбил все требуемые чеки, наклеил голограмму, поставил пломбу и т.д. Касса зарегистрирована, отбивает чеки, записывает в электронный фискальный журнал и т.д.
Вопрос:
1. Имеет ли право налоговая инспекция требовать такой договор, если касса работает правильно? В статьях каких законов это написано?
2. Имеет ли право налоговая инспекция проводить контрольную закупку, после которой сразу показывается удостоверение и происходит проверка, если продавец чек отбил и правильно дал сдачу? В статьях каких законов это написано?
3. В течение какого времени после составления акта проверки должен быть выписан протокол?
Ответ:
1. Согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) налоговые органы проводят проверки в частности выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.
Закон не наделяет правом проведения контрольной (проверочной) покупки налоговые органы. Вместе с тем, следует различать приобретение проверяющими товаров (услуг) в личное пользование для собственных нужд и приобретение товаров (услуг) сотрудниками органов, наделённых правом контрольной (проверочной) закупки.
Таким образом, покупка товаров (услуг), проведенная в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), не выходит за рамки полномочий налогового органа по контролю за соблюдением Закона (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.07.2004 №Ф04-5024/2004 (А70-3099-27), ФАС Северо-Западного округа от 05.05.2005 №А56-41328/04).
2. Ст. 4 Закона установлено, что требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - Положение) Утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 470 определено, что ККТ, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания.
В связи с тем, что в соответствие с пунктом 2 Положения техническая поддержка выполняется только поставщиком или центром технического обслуживания истребование проверяющим договора с одним из них является правомерным.
3. В соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее по тексту – КоАП РФ) перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1,2 и 3 ст. 28.3 КоАП РФ, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Приказом ФНС России от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@ утвержден Перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Полномочия должностных лиц налоговых органов, в том числе при проведении мероприятий по контролю, предусматриваются в должностных регламентах сотрудников в соответствии с занимаемой должностью.
Мероприятия (проверки) по контролю исполнения законодательства о применении ККТ производятся на основании поручения, подписанного руководителем или заместителем руководителя налогового органа. В поручении указываются фамилии, имена, отчества сотрудников, которым поручается проводить проверку, и их должности.
В соответствии со ст.23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККТ), ст.ст.15.1 и 15.2 КоАП РФ.
Таким образом, если должностные лица налоговых органов уполномочены, согласно должностному регламенту и поручению, проводить мероприятия по контролю, то они вправе составлять протоколы об административных правонарушениях при выявлении ими нарушений.
Согласно пункту 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть представлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
4. Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выявление обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Однако, само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2003 № 10964/03).
Отдел оперативного контроля и применения ККТ
Начать дискуссию