Восьмого ноября в Управлении ФНС России по Тамбовской области состоялось расширенное совещание, на котором подводились итоги деятельности налоговых органов региона за 9 месяцев 2007 г. и обсуждались задачи на оставшуюся часть года.
Открыл совещание руководитель УФНС России по Тамбовской области Александр Щербинин.
С докладом об основных итогах работы за январь-сентябрь 2007 года, встречу продолжил начальник отдела анализа и прогнозирования налоговых поступлений Владислав Гуреев.
Он, отметил, что за 9 месяцев этого года в бюджетную систему Российской Федерации от тамбовских налогоплательщиков поступило 13 млрд. 117 млн. рублей доходов, что на 2 млрд. 672 млн. рублей или на 26 процентов больше аналогичного периода прошлого года.
Из этой суммы 2 млрд. 623 млн. направлено в федеральный бюджет, 6 млрд. 194 млн.– в консолидированный бюджет области, а 4 млрд. 300 млн. рублей перечислено в государственные социальные внебюджетные фонды. Рост поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации составил 125 процентов к соответствующему периоду 2006 года, в государственные социальные внебюджетные фонды – почти 128 процентов.
Наиболее значимым в доходной части консолидированного бюджета РФ является налог на доходы физических лиц – 34 процента от общей суммы собранных средств. На втором месте НДС – 23 процента. Налогу на прибыль организаций принадлежит третья ступень – 16 процентов. Четвертую строчку занимают акцизы на подакцизную продукцию – 10 процентов.
В. Гуреев подчеркнул, что рост поступлений налога на доходы физических лиц, а также платежей в государственные социальные внебюджетные фонды в целом по области превышает рост фонда оплаты труда.
Этому способствует проводимая на постоянной основе работа налоговых органов области по выявлению «конвертных» схем ухода от налогообложения. Докладчик пояснил, выплата заработной платы в «конвертах» не отражается в официальной отчетности налогоплательщиков, что ущемляет не только социальные права работников, но и влияет на уровень собираемости налогов в целом. Ведь выплаты в пользу физических лиц, и в первую очередь – оплата труда, являются базой для исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога. Исходя из той же базы, производятся начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Одним из рычагов воздействия на недобросовестных работодателей является приглашение их на заседания межведомственных комиссий по легализации «теневой» заработной платы, цель которой формирование реальной налоговой базы в регионе и повышение собираемости налогов.
Проводимые налоговиками мероприятия получили всестороннюю поддержку администрации Тамбовской области, правоохранительных и контролирующих органов, вызвали широкий общественный резонанс.
На комиссиях по легализации объектов налогообложения, образованных в городских, районных (межрайонных) налоговых инспекциях и областном управлении, по состоянию на 1 октября заслушано 3 378 налогоплательщиков (83 процента от общего количества отобранных). Повысили оплату труда 3 756 работодателей (с учетом плательщиков, увеличивших жалованье, не дожидаясь приглашения на комиссии) или 92 процента от заслушанных на комиссиях, из них до среднеотраслевого уровня – 2 160 налогоплательщиков (53 процента).
По результатам проведенной работы дополнительно поступило 124 млн. рублей налогов и взносов.
Одним из резервов увеличения поступлений налога на доходы физических лиц также является выявление и взыскание задолженности по НДФЛ, числящейся за налоговыми агентами.
Второй источник – дополнительное привлечение физических лиц к декларированию доходов получаемых ими от сдачи в аренду или внаем любого имущества на основе заключенных договоров гражданско-правового характера.
По-прежнему одним из приоритетных задач налоговых органов остается работа с убыточными организациями, основанная на контроле за соблюдением указанной категорией налогоплательщиков действующего законодательства о налогах и сборах, выявление из их числа организаций, допускающих нарушения налогового законодательства, принятие комплекса мер, направленных на недопущение необоснованного заявления налоговых убытков.
Как показывает налоговая статистика, доля убыточных организаций области остается значительной и составляет 23 процента, при аналогичном среднероссийском показателе 19 процентов, по ЦФО – 22 процента. Наибольшее количество убыточных организаций приходится на организации оптовой и розничной торговли.
Контроль, осуществляемый налоговыми органами области, свидетельствуют о том, что чаще всего именно убыточные организации, не соблюдают налоговую дисциплину и, подчас, не только неправомерно заявляют налоговые убытки, но и уклоняются от уплаты налога на прибыль, чем наносят существенный вред развитию рыночных отношений и представляют реальную угрозу экономическим интересам общества.
Не менее актуальной сферой деятельности налоговых органов на сегодняшний день является представление электронной налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным анналам связи. По данному показателю Тамбовская область занимает третье место в России.
По последним подсчетам около двенадцати тысяч плательщиков подключены к данной услуге, среди них 6 487 – индивидуальные предприниматели, 5124 – юридические лица или 39 и 40,8 процентов соответственно от общего числа налогоплательщиков, представивших «не нулевую отчетность».
В этом году важнейшим этапом в развитии электронного взаимодействия с плательщиками стало внедрение системы информационного обслуживания (ИОН), которая позволяет налогоплательщикам оперативно получать сведения о состоянии расчетов с бюджетом (текущих начислениях и поступлениях, задолженности по налогам и сборам, представленных отсрочках, рассрочках, зачетах и возвратах, начисленных и уплаченных налоговых санкций и пенях).
Многие тамбовские налогоплательщики уже оценили удобство прогрессивной системы. В период с начала промышленной эксплуатации ИОН инспекциями данной услугой воспользовалось почти 300 налогоплательщиков. Показатель охвата ИОН от числа налогоплательщиков, представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи, в целом по области составило 6 процентов.
В своем выступлении Владислав Гуреев выразил глубокую обеспокоенность о том, что в последнее время наблюдается значительный рост задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Так, по его словам, общая сумма задолженности по налогам и сборам, пеням и санкциям (без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) за 9 месяцев 2007 года возросла на 105,5 млн. рублей или на 1,7 процента и по состоянию на 1 октября составила 6 млрд. 408 млн. рублей. Также на 652 млн. рублей или на 19,5 процентов возросла задолженность по основным платежам, что составило 4 млрд. рублей.
Неурегулированная задолженность по основным платежам или недоимка возросла на 153 млн. рублей или на 15,1 процентов и составила 1,2 млрд. рублей.
Главная причина роста задолженности кроется в неуплате налоговых платежей предприятиями, находящимися в различных стадиях банкротства.
Не остались без внимания и такие аспекты работы налоговиков, как администрирование налога на добавленную стоимость, проблемы собираемости земельного налога, исковая работа налоговиков, эффективность и результативность контрольной и оперативно-рейдовой работы, а также внутриведомственный контроль за деятельностью налоговых органов области. По всем озвученным вопросам отмечены как положительные моменты, так и имеющиеся недостатки в деятельности налоговых органов области, запланированы меры по совершенствованию работы.
Перед участниками совещания, с докладом о проблемах администрирования налога на прибыль, выступила начальник отдела налогообложения прибыли (дохода) Татьяна Куприна.
Она сделал акцент на том, что налог на прибыль организаций является важнейшим источником формирования доходной части бюджетов всех уровней. Например, от общего объема налогов и сборов, администрируемых Управлением ФНС России по Тамбовской области, в структуре федерального бюджета налог на прибыль составляет примерно 10 процентов, а бюджета области – 20 процентов. Поэтому предприятия, систематически заявляющие убытки находятся под пристальным контролем налоговых органов.
Безусловно, в современных условиях рыночной экономики конечной целью любой коммерческой организации служит получение прибыли, что устанавливается и действующим гражданским законодательством. Сегодня нет объективных причин работать себе в убыток. Убыток в течение ряда лет без выраженных тенденций к его погашению или уменьшению – это один из признаков возможного уклонения от налогообложения.
В связи с этим Управлением ФНС России по Тамбовской области уделяет большое внимание «убыточным» предприятиям, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность с убытком в течение нескольких отчетных или налоговых периодов.
Одной из форм работы налоговых органов с убыточными организациями в настоящий момент является приглашение на комиссии по легализации объектов налогообложения.
За 9 месяцев 2007 года в ходе заседаний комиссий налоговыми органами заслушаны руководители (представители) 518 убыточных организаций, или 53% от общего количества убыточных организаций.
В результате проведенной работы 136 предприятий представили обоснованные пояснения причин убыточности, 230 убыточных организаций перестали заявлять убытки, и 40 налогоплательщиков рекомендованы на выездную налоговую проверку.
В целом за январь-сентябрь текущего года сумма уменьшенного убытка составила 245 млн. рублей, заявлена прибыль 1,1 млн. рублей и исчислен налог на прибыль – 265 тыс. рублей, который поступил в доход бюджета в размере 207, 6 тыс. рублей или 78 процентов от исчисленных сумм.
В заключение Татьяна Куприна вынесла ряд предложений по повышению эффективности работы с убыточными предприятиями, которые коснулись детального анализа структуры убыточных организаций по видам экономической деятельности, абсолютной суммы убытка и длительности периода ведения убыточной деятельности.
На отдельных вопросах администрирования налога на добавленную стоимость остановилась выступавшая далее начальник отдела косвенных налогов Татьяна Мелихова. Она, заметила, что определенные трудности в администрировании налога на добавленную стоимость в отчетном периоде были связаны с существенными поправками, внесенными в статью 176 Налогового Кодекса, согласно которым изменены не только сроки возмещения налога (нарушение которых чревато выплатой процентов), но и сам механизм проведения камеральных налоговых проверок.
Начисленная сумма налога в целом по области составила почти 20 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с прошлым годом на 4 млрд. рублей или на 29 процентов, при этом налоговые вычеты составили 18 млрд. рублей и также возросли на 4 млрд. рублей или на 27 процентов.
В целях повышения уровня администрирования налога на добавленную стоимость Т. Мелихова предложила уделять особое внимание анализу правомерности применения налоговых вычетов и тщательно отслеживать информацию о каждом налогоплательщике участвующим в реализации национальных проектов.
С итогами контрольной работы за 9 месяцев текущего года, участников совещания познакомила начальник отдела контрольной работы Раиса Эсаулова.
Налоговыми органами Тамбовской области по результатам контрольной работы дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней (с учетом налоговых санкций и пени) 2 млрд. рублей, в том числе камеральными проверками – 407 млн. рублей, выездными – 1,6 млрд. рублей.
По сравнению с прошлым годом доначислено на 670 млн. рублей или в 1,4 раза больше, в том числе выездными проверками – на 861 млн. рублей или в 2,2 раза.
В том числе за отчетный период взыскано 497 млн. рублей, что по абсолютной сумме на 90 млн. рублей или на 22 процента выше результатов прошлого года.
Собираемости налогов и сборов в полном объеме способствует грамотное планирование выездных налоговых проверок. Следовательно, качественное планирование – это одно из ключевых условий повышения эффективности контрольной работы, при этом как в части организации самой работы, так и в достижении более высокого уровня налогового администрирования и предупреждения правонарушений налогоплательщиками, заметила Р. Эсаулова.
Следующий докладчик, заместитель начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства Елена Богданова более подробно коснулась ключевых задачах, стоящих перед налоговыми органами в части урегулирования и взыскания задолженности.
Она обратила внимание на то, что, в последние время, несмотря на весь принимаемый комплекс мер, продолжается рост задолженности и недоимки. Среди основных причин роста задолженности - неуплата платежей предприятиями, находящимися в различных стадиях банкротства; отсутствие финансирования ряда бюджетных организаций; доначисления по результатам контрольной работы. Решение проблемы Е. Богданова видит в систематическом мониторинге финансово-хозяйственной деятельности организаций и оценке состояния задолженности по налоговым платежам, анализе полноты применения комплекса мероприятий по урегулированию задолженности предприятий, состоящих на учете в инспекциях, контроле за ходом и своевременным завершением процедур банкротства.
Помимо этого необходимо принять все меры по инициированию процедур банкротства должников в соответствии с требованиями постановления Правительства от 29 мая 2004 № 257 в части своевременного принятия решений о направлении в арбитражный суд заявлений о признании должника банкротом.
Затем с докладом об основных направлениях работы налоговых органов по администрированию единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование выступила начальник отдела единого социального налога Наталия Коняхина.
В частности, она прокомментировала, что в деятельности налоговых органов важное местно отводится работе по легализации заработной платы. Это обусловлено тем, что налог на доходы физических лиц является основным доходным источником местных бюджетов, а единый социальный налог имеет большую социальную значимость, так как является одним из основных резервов формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского, социального страхования. За счет его доли, зачисляемой в федеральный бюджет, осуществляется выплата базовой части трудовой пенсии.
Налоговики отслеживают ситуацию в рабочем режиме. Регулярно проводятся мониторинги, осуществляется контрольная работа. Работодатели, попавшие в зону внимания налоговых органов, приглашаются для дачи объяснений на комиссии по легализации заработной платы. Более того, если в прошлом году работа проводилась в основном с работодателями, выплачивающими заработную плату в размере ниже прожиточного минимума, то сейчас внимание сосредоточено и на организациях и предпринимателях, выплачивающих зарплату ниже среднеотраслевого уровня.
В целях повышения эффективности проводимой работы Н. Коняхина порекомендовала активизировать более тесное взаимодействие комиссии по легализации объектов налогообложения с органами местного самоуправления.
Подводя итоги встречи, руководитель Управления ФНС России по Тамбовской области Александр Щербинин обратил внимание, что от результатов повседневной и целенаправленной деятельности работников территориальных налоговой органов зависит своевременность и полнота наполнение бюджетов всех уровней, поэтому первостепенная задача налоговиков - обеспечение контроля и надзора за соблюдением налогового законодательства.
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
Управления ФНС России по Тамбовской области
Начать дискуссию