Бухгалтерский учет

Как исправить ошибки в платежных документах

Как исправить ошибки в платежных документах. УФНС разъясняет.

Когда налог необходимо заплатить в бюджет повторно
С 1 января 2007 года статья 45 Налогового кодекса РФ определяет, какие ошибки в платежных документах являются причиной образования недоимки и начисления пеней, а какие нет. Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ, перечислить налог повторно налогоплательщику придется в том случае, если в платежном поручении неверно указаны:
- номер счета Федерального казначейства;
- наименование банка-получателя.

Такие ошибки приводят к бюджетной потере.

Сумму, которая ушла по платежному документу с ошибкой и была зачислена на «невыясненные платежи», впоследствии можно вернуть. Делается это по правилам, предусмотренным статьей 78 Налогового кодекса РФ. Об этом Минфин России, в частности, сообщал в своем письме от 19 декабря 2006 г. №03-02-07/2-122.

Когда платеж можно уточнить
Допуская ошибку, которая не приводит к бюджетным потерям, платить налог повторно не нужно. В этом случае необходимо уточнить платеж. Это значит, что в инспекцию необходимо подать заявление об уточнении платежа и копии платежных документов, а также, при необходимости, пройти сверку. Как сказано в пункте 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ, уточнить платеж можно в случае, если ошибка была допущена в следующих полях платежного поручения:
- основание платежа;
- тип платежа;
- принадлежность платежа - КБК;
- налоговый период;
- статус налогоплательщика.

После уточнения платежа налоговой инспекцией уплаченная сумма отражается в карточке лицевого счета плательщика, а пени, если они были начислены, пересчитываются. Об этом Минфин России сообщил в письме от 14 августа 2007 г. № 03-02-07/1-377.

Проходить сверку, чтобы исправить ошибки в полях: основание и тип платежа, а также налоговый период – не нужно. Если же неточность была допущена в указании статуса налогоплательщика, тогда необходимо пройти сверку платежей.

Какие ошибки не всегда возможно исправить
Неточности в указании КБК и ОКАТО - наиболее сложные. Все дело в том, что иногда из-за подобных ошибок бюджет недополучает часть средств. А это значит, что налог нужно платить повторно. Чтобы разобраться в этой проблеме, рассмотрим две самые спорные ошибки в платежных документах подробнее.

Особый случай 1 - ошибка в ОКАТО
Ошибка в коде ОКАТО не всегда приводит к потерям бюджета и платеж с подобной ошибкой иногда можно уточнить. Разберемся, когда такое возможно.

Во-первых, ошибка в коде ОКАТО не приведет к бюджетной потере, если налогоплательщик перечислял какой-то федеральный платеж. В этом случае код ОКАТО, при правильном указании всех остальных реквизитов, не играет решающей роли.

Во-вторых, если налогоплательщик, перечисляя региональный платеж, вместо своего ОКАТО укажет код другого муниципалитета, но в пределах своего региона. В этой ситуации региональный бюджет также не понесет никаких потерь, если все остальные реквизиты будут указаны верно.

Кроме того, есть еще один случай, когда платеж с неверным ОКАТО можно уточнить. Речь идет о ситуациях, когда бухгалтер ошибся в коде ОКАТО до 2006 года. Причем ошибка была допущена по коду муниципального образования того региона, который был реорганизован. Об этом, в частности, Минфин России сообщал в письме  от 19.12.2006 г. № 03-02-07/2-122.

Если же, уплачивая региональный платеж, укажет несуществующий код ОКАТО или ОКАТО муниципалитета другого региона, то такую ошибку исправить нельзя. Налог придется перечислять заново. Ведь в этом случае региональный бюджет уплаченную вами сумму не получит.

Аналогичная ситуация возникает, если бухгалтер ошибается в коде ОКАТО при перечислении местных платежей. Муниципальный бюджет в этом случае несет потери, и приходится платить налог второй раз, то есть погашать образовавшуюся недоимку по налоговым платежам и задолженности по пеням.

Особый случай 2 — ошибка в КБК
 Еще одна распространенная ошибка - это неправильное указание кода бюджетной классификации. Как и ошибку в коде ОКАТО, эту неточность иногда можно исправить, подав заявление в инспекцию с просьбой уточнить платеж. Рассмотрим ситуации, когда это возможно.

Уплачивать налог повторно не придется, если бухгалтер ошибся в 14-м знаке КБК. Эта цифра показывает, что именно - налог, пени или штраф - перечисляет налогоплательщик. Следовательно, 14-й знак - это значение 1, 2 или 3. Если налогоплательщик указал не то значение или просто указала 0, то платеж все равно попадет в нужный бюджет.

Кроме того, можно уточнить платеж, если бухгалтер перепутал КБК двух налогов одного уровня. Так, уплачивая один федеральный налог (например, НДС), бухгалтер указал код другого федерального налога (например, налога на прибыль в части, перечисляемой в федеральный бюджет). Бюджет из-за такой ошибки ничего не потеряет, а, следовательно, второй раз налог перечислять не нужно. Для этого необходимо уточнить платеж. Об этом, в частности, Минфин напомнил в письме от 15 января 2007 г. № 03-02-07/2-3.

Также простительна ошибка следующего типа: вместо КБК конкретного налога указали общий код, который относится к целой группе платежей. Например, вместо КБК для НДФЛ с доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, поставили общий КБК для всех видов НДФЛ. Или схожая ошибка: налог выбран верно, но КБК не тот. Например, вместо КБК для НДФЛ с доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, указан КБК для НДФЛ с дивидендов. В таких случаях платеж также можно уточнить.

Все остальные ошибки в КБК приводят к образованию недоимки и пеням. В частности, если указан несуществующий КБК, то заплатить налог придется повторно.

Начать дискуссию