2 ноября на выездном расширенном совещании УФНС России по Тверской области, которое под председательством руководителя областного налогового Управления В.А.Полежаева проводилось на базе Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области (г.Кимры), рассмотрены итоги работы налоговых органов Тверской области за 9 месяцев 2007 г. и определены задачи до конца 2007 г.
В работе совещания приняли участие руководитель УФНС России по Тверской области В.А.Полежаев, его заместители, начальники отраслевых отделов Управления и начальники межрайонных налоговых инспекций области, а также глава г.Кимры М. Ю. Литвинов и председатель городской Думы г. Кимры Т.И. Петровская.
Основное внимание в ходе совещания было уделено итогам работы налоговых органов Тверской области за 9 месяцев 2007 года, в том числе по вопросам легализации налоговой базы.
Оценивая эффективность работы налоговых органов Тверской области за отчетный период, участники совещания отмечали, что с территории области за 9 месяцев 2007 г. в бюджетную систему РФ (включая поступления в государственные внебюджетные фонды с учетом поступления отчислений от налогов со специальным налоговым режимом) поступило 27,2 млрд. рублей, что на 3,2 млрд. рублей превышает аналогичный показатель прошлого года. При этом из общей суммы мобилизованных с территории области налогов и сборов в региональный бюджет собрано 12,8 млрд. руб., что на 13,2% или на 1,5 млрд. руб. больше, чем за соответствующий период прошлого года.
По сумме поступлений в Центральном федеральном округе Тверская область занимает 5 место.
Особое внимание участники совещания уделили реализации новой концепции в организации налогового контроля – отказ от тотального контроля и переход на метод управления налоговыми рисками и аргументированный диалог с налогоплательщиками.
На совещании подчеркивалось, что работа по выявлению у налогоплательщиков налоговых рисков ( выплата заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности, высокий процент вычетов по НДС от суммы начисленного налога, низкая рентабельность, убытки в течение ряда лет и др.) велась и раньше, однако с января 2007 г. в налоговых органах области созданы и действуют комиссии по рассмотрению налоговых рисков, основная задача которых – обеспечение достоверности налоговой базы в целом, включая контроль за деятельностью убыточных предприятий, а также организаций, показывающих высокий уровень вычетов по НДС.
В рамках новой концепции работы налоговых органов на заседание таких комиссий приглашают налогоплательщиков, у которых высоки налоговые риски. На заседаниях комиссий им предлагается рассмотреть эти «зоны риска» и принять для себя соответствующее решение: рисковать дальше и ждать выездную налоговую проверку или уточнить свои налоговые обязательства.
Речь идет о мотивации налогоплательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов и, при соблюдении определенных требований, переходе в зону налоговой стабильности. Акцент в работе комиссий по рассмотрению налоговых рисков делается при этом на легализацию налоговой базы плательщика в целом, включая контроль за деятельностью убыточных организаций.
В своей работе комиссии учитывают тот факт, что при открытии бизнеса возможны убытки. Однако в соответствии с гражданским законодательством целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли – не просто дохода, а прироста имущества в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Убыток в финансовой отчетности в течение нескольких налоговых периодов – наиболее вероятный признак неполного отражения в отчетности результатов хозяйственной деятельности.
По состоянию на 01.07.2007 г. убытки от основной деятельности заявили 1921 налогоплательщик Твери и области на общую сумму 1747 млн. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма заявленных убытков увеличилась на 319 млн. руб. или на 22,3 процентных пункта, а доля убыточных организаций в общей массе налогоплательщиков по итогам работы за первое полугодие т.г. составила у нас в регионе 20,4 процентов.
Работа налоговых органов в первую очередь проводится с теми убыточными организациями, которые заявляют убытки более двух лет, и у которых имеются значительные отклонения в бухгалтерской и налоговой отчетности. На особом контроле находятся предприятия, осуществляющие свою деятельность в высокодоходных отраслях – таких как торговля и строительство, сетевые компании, лесопромышленный комплекс. Предприятия этих отраслей активно осваивают инвестиции, наблюдается строительный бум в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье- гражданам России», активно ведется торговля, растут объемы производства в лесопромышленном комплексе.
На фоне увеличения темпов роста производства и доходности в этих отраслях наблюдается снижение темпов роста налоговых платежей. Так, по предприятиям строительной сферы они сократились со 130 % за 6 месяцев 2006 г. до 110 % за 6 месяцев т.г.; по предприятиям оптовой и розничной торговли - со 117 % за первое полугодие 2006 г. до 73 % за первое полугодие 2007 г. Идет снижение поступлений по налогу на прибыль, а также по налогам в расчете на 1 рубль отгруженной продукции.
Приведенные цифры свидетельствуют о высоком уровне налоговых рисков у налогоплательщиков указанных отраслей. Таким налогоплательщикам следует знать, что представленная ими налоговая отчетность подвергается особенно тщательному налоговому контролю и анализу, в ходе которого используются все информационно- аналитические ресурсы, имеющиеся в налоговых органах, информация правоохранительных органов и сторонних организаций, отслеживаются финансовые и торговые потоки организаций.
На совещании отмечалось, что по состоянию на 01.09.2007 года проведено 145 заседаний комиссий по налоговым рискам, на которых рассмотрены материалы по 403 налогоплательщикам.
Деятельность таких комиссий уже приносит ощутимые результаты: если по состоянию на 01.06.07 г. на заседаниях комиссий было заслушано 57 убыточных предприятий и 4 из них уточнили свои налоговые декларации, то по состоянию на 01.09.07 г. было рассмотрено уже 256 предприятий, а свои декларации уточнили 77 предприятий.
С учетом того, что на комиссиях проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности, изучаются товарные, финансовые потоки, анализируется информация различных ведомств, а также выявляются источники жизнедеятельности убыточных предприятий, представляется возможность с высокой долей вероятности определить налоговые риски и круг налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.
Оценивая работу по легализации «теневой» заработной платы, участники совещания отмечали, что за 9 месяцев 2007 г. на заседаниях комиссий были заслушаны свыше 3 тыс. налогоплательщиков или 92,1% от общего количества отобранных налогоплательщиков (по ЦФО этот показатель 87 %). В результате по состоянию на 01.10.2007г. 1873 налогоплательщика (56,7 % от общего количества налогоплательщиков) повысили заработную плату до среднего уровня по ВЭД.
Таким образом, в результате аргументированного диалога с налогоплательщиками обеспечено ускорение темпа роста заработной платы, и, как следствие, - рост поступлений НДФЛ ( прирост к аналогичному периоду прошлого года – 32%) и ЕСН ( прирост 25,7%).
Кроме того, легализация трудовых отношений – это, прежде всего, социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение, переход налогоплательщиков из зоны риска в зону налоговой стабильности.
На совещании было еще раз подчеркнуто: налоговые органы в организации контрольной работы провозглашают новый подход, а именно: отказ от тотального контроля и переход к управлению налоговыми рисками с тем, чтобы высветить для налогоплательщиков зоны риска. Приоритетом в контрольной работе налоговых органов становятся использование информационно-аналитических ресурсов и аргументированный диалог с налогоплательщиками, стимулирование повышения уровня добровольного исполнения налоговых обязательств. А конечная цель налогового администрирования - в уточнении налоговых деклараций, когда сам налогоплательщик уточняет свои налоговые обязательства.
На совещании проанализированы также результаты рассмотрения за 9 месяцев т.г. судебных дел с участием налоговых органов региона, ход реализации проекта УФНС России по Тверской области «Мобильные офисы налоговой службы», результаты выполнения налоговыми органами региона мероприятий по привлечению налогоплательщиков к представлению отчетности по телекоммуникационным каналам связи, а также осуществлению информационного взаимодействия с налогоплательщиками.
Начать дискуссию