Деятельность «убыточных» предприятий противоречит интересам государства

Интервью Руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области И.М. Кукина газете "Волга"(№ 179 от 04.12.2007 г.)

Благосостояние государства и повышение уровня жизни граждан во многом зависят от усилий контролирующих органов, в частности, налоговой службы, работники которой недавно отметили профессиональный праздник. Как обычно, после поздравлений и торжественных мероприятий пришло время возвращаться к делам текущим, ведь конец года - самая горячая пора, когда каждая выведенная “из тени” цифра увеличивает социально-экономические показатели области в 2007 году.
    О деятельности налоговых органов региона рассказывает руководитель управления федеральной налоговой службы по Астраханской области, советник государственной гражданской службы РФ первого класса И.М. КУКИН.

    - Иван Михайлович, каковы показатели налоговых поступлений за истекший период?
    
- За девять месяцев 2007 года в бюджеты территории мобилизовано 10 млрд. 81 млн. рублей, что в 1,6 раза (или на 3 млрд. 614 млн. рублей) больше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом налоговые поступления занимают более 80% всех видов доходов. За счет мероприятий налогового администрирования сотрудники УФНС обеспечили дополнительные поступления в сумме 876 млн. рублей. Однако казна по-прежнему недополучает налоговые доходы из-за таких фактов, как использование недобросовестными налогоплательщиками различных схем минимизации налогов, декларирования предельно низкой рентабельности, необоснованного завышения расходов и выплаты “теневой” зарплаты.

    - Какие меры противодействия принимают налоговые органы?
    
- В этом году мы перешли к новой форме работы, сосредоточив контроль не на налоге, а на налогоплательщике. Метод основан на критериях риска: это своего рода сигналы о том, что деятельность налогоплательщика и его налоговые обязательства вызывают вопросы. Федеральная налоговая служба не может быть лояльной к тем, кто не платит налоги государству, поэтому в отношении тех, кто декларирует заведомо недостоверную налоговую базу, УФНС проводит комплекс организационно-методических и контрольных мероприятий. В результате эффективность налоговых проверок значительно выросла. Так, за девять месяцев 2007 года количество выездных проверок организаций сократилось на 30%, в то время как суммы доначислений на одну проверку увеличились в 1,9 раза.

    - Расскажите подробнее, как строится такая работа. Например, что делает УФНС для легализации работодателями “теневой” заработной платы?
    
- С 2006 года в налоговых органах Астраханской области функционируют межведомственные комиссии по работе с работодателями, выплачивающими заработную плату своим работникам ниже прожиточного минимума, а с 2007 года - заработную плату ниже среднеотраслевого показателя. Подчеркну, что задачей комиссий является не повышение заработной платы, а обеспечение полноты и достоверности налоговой базы.
    В этом году в зоне риска оказалось 1419 таких налогоплательщиков. В результате аргументированного диалога с налоговыми инспекциями 64,4% из них уже увеличили налогооблагаемую базу. Дополнительные поступления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и налогу на доходы физических лиц от проведенных УФНС мероприятий по легализации заработной платы составили 345 млн. рублей.

    - Губернатор Александр Жилкин не раз критиковал так называемые условно убыточные предприятия, которые за несколько лет работы ни разу не закончили год с прибылью. По его словам, такие хозяйствующие субъекты портят региональную статистику, из-за чего область выглядит “бледно” перед инвесторами. Налоговая служба в силах помочь этому горю?
    
- Наибольшее количество убыточных организаций работает в сфере услуг, оптовой и розничной торговле, то есть в тех же отраслях, в которых высока доля скрытой от налогов оплаты труда. Поэтому с начала этого года на комиссии по легализации зарплаты возложили также контроль за деятельностью убыточных организаций. По последним данным, в регионе работают с убытками 897 хозяйствующих субъектов. Фактически их деятельность противоречит экономическим интересам страны и области, ведь налог на прибыль является одним из основных источников поступлений в территориальный бюджет.
    Наши сотрудники провели анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций, которые заявляли убытки в течение двух и более лет и у которых имелись значительные отклонения в бухгалтерской и налоговой отчетности. Товарные и финансовые потоки проверяемых предприятий изучались с учетом информации, поступающей из различных ведомств. Например, исследовались источники и объемы доходов руководителей и учредителей субъектов предпринимательства, а также членов их семей. В результате налогоплательщики уже представили 264 уточненные декларации по налогу на прибыль, а в бюджет дополнительно поступило 9,8 млн. рублей.
    Отмечу, что работа по легализации налоговой базы не была бы столь эффективной без поддержки губернатора, поставившего задачу повысить благосостояние и качество жизни астраханцев. Координирующую роль в организации этой работы выполняет комиссия под руководством председателя регионального правительства К.А. Маркелова. Решить проблему сокрытия доходов от налогообложения можно только совместными усилиями законодательных, правоохранительных и контролирующих органов при активной поддержке общественности и СМИ. Хочу поблагодарить всех за совместную работу по легализации налоговой базы, а также выразить уверенность, что она будет проводиться еще более активно.

    - Мы говорили о вашей работе с налогоплательщиками, которые в той или иной мере нарушают налоговое законодательство. А что ожидает тех, кто добросовестно платит налоги?
    
- Если организация работает стабильно, отчитывается и уплачивает налоги вовремя, в налоговой и бухгалтерской отчетности фиксирует только реальные показатели, в том числе оприходование выручки, фактический фонд заработной платы, и, в конечном счете, организация увеличивает налогооблагаемую базу, то в качестве контрольных мероприятий мы ограничимся мониторингом данных отчетности и анализом из внешних источников.

Беседовал А. ДОБРОНРАВОВ

Начать дискуссию