Новости ФНС

«Налоговый вестник» № 12, декабрь 2007 года Обзор региональных СМИ

Вниманию старшеклассников! Через несколько лет вы станете взрослыми и самостоятельными людьми. На ваши плечи ляжет ответственность за развитие вашего города, села, области в целом. Чтобы правильно выбирать дальнейшие пути продвижения вперед вам уже сегодня надо знать азы экономики, а значит иметь представление и о налогообложении.

 "Налоговый вестник" № 12, декабрь 2007 года

  (в областной газете "Новый мир" от 22.12.2007 г. опубликована тематическая страница УФНС России по Курганской области
"Налоговый вестник" № 12)

Вниманию старшеклассников!

Через несколько лет вы станете взрослыми и самостоятельными людьми. На ваши плечи ляжет ответственность за развитие вашего города, села, области в целом. Чтобы правильно выбирать дальнейшие пути продвижения вперед вам уже сегодня надо знать азы экономики, а значит иметь представление и  о налогообложении.

Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области  проводит викторину по налоговой тематике.

Участниками викторины могут стать  учащиеся   9-11 классов школ города Кургана и Курганской области.

Викторина проводится с 24 декабря 2007 года по 31 января  2008 года включительно.

Награждение участников  викторины  состоится  8 февраля 2008 года в Управлении Федеральной налоговой службы по Курганской области.

Ответы на вопросы участники викторины направляют по почте по адресу: ул.Климова, 60, г.Курган, 640002. На конверте обязательно делать пометку (Викторина).

            Направляя ответы на вопросы викторины,  не забудьте указать сведения о себе: Фамилия, имя, отчество (полностью), в каком классе,  какой школы обучаетесь, полный адрес места проживания.

Вопросы викторины.

  1. В каком веке было положено начало по созданию налоговой системы в России?
  2. Назовите несколько налогов, которые были введены в первые годы Советской власти?
  3. В каком году создана налоговая служба в Курганской области?
  4. Сколько налоговых инспекций в Курганской области. Назовите их?
  5. Сколько, по Вашему мнению, налогоплательщиков  проживает на территории Курганской области?
  6. Знаете ли Вы,  кто является руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области?
  7. Какие налоги относятся к региональным, а какие к местным?
  8. Кто признается налогоплательщиком?
  9. Что Вы знаете об НДС?
  10. Приведите упрощенную схему  прибыли, с которой взимается налог.
  11. Что такое акциз?
  12. Какой налог является основным источником финансирования социальной защиты и поддержки населения в нашем государстве?
  13. Как называется налог, скрывающийся за буквами НДФЛ,   из чего он складывается?
  14. Что такое налоговая декларация?
  15. Кто является плательщиком налога на имущество?
  16. Кто устанавливает ставку земельного налога?
  17. Единый налог на вмененный доход, как Вы его понимаете?
  18. Что значит налоговая льгота?
  19. Уплачивают ли владельцы велосипедов транспортный налог?
  20. Какой налог устанавливали еще римские императоры, требуя, чтобы наследники богатых патрициев платили 1/20 часть унаследованного богатства?

Ждем ваших ответов, а также предложений о том, какие налоги, по вашему мнению, должны быть введены.           

Что вам дороже обойдется…

Какой должна быть налоговая политика, определяет государство. Современная имеет три направления: стимулирование позитивных структурных изменений в экономике; последовательного снижения налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования.

Качество последнего из  вышеперечисленных факторов напрямую зависит от компетентности специалистов налоговой инспекции, их личной культуры, быстроты и четкости взаимодействия с коллегами. Наша цель: чем меньше налогоплательщик проведет времени в стенах инспекции, чем быстрее удовлетворит все свои потребности, которые привели его к нам, тем выше оценка нашей работы.

В свою очередь, от налогоплательщиков  мы всеми законными способами добиваемся полного и своевременного  исполнения обязательств перед государством. В этом смысл налогового контроля. Основной и более эффективной его формой  являются выездные налоговые проверки. Их цель - выявление нарушений налогового законодательства, пресечение и предупреждение таковых.

Но кому же хочется стать объектом для проверок? Даже если они проводятся  в доброжелательной корректной форме, процедура, мягко говоря, не из приятных. Как избежать «гостей» в виде  строгих контролеров? Частично ответ на этот вопрос мы давали в газете «Новый мир» (№166-167 от 25.08.2007г.). Только жизнь требует повторения некоторых истин.

Выездные налоговые проверки, за редким исключением,  всегда планируются. Современная система отбора предприятий, организаций, учреждений для изучения налоговыми органами положения дел на местах основана на  простых принципах: режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков; своевременное реагирование со стороны налоговиков на признаки возможного  совершения правонарушения; неотвратимость наказания нарушителей налогового законодательства в случае  выявления таковых.

За основу планирования берется всесторонний анализ информации о налогоплательщике, которую мы имеем в налоговом органе и получаем из внешних источников, и определение зон риска совершения налогового правонарушения с учетом разработанных критериев.

Приоритетными для включения в план проверок являются организации, в которых наблюдаются те или иные из нижеизложенных явлений.

Если организация на протяжении многих лет отражает в отчетности убытки, то такое положение  рано или поздно обязательно вызовет подозрение у налоговиков, и выездная проверка будет назначена непременно. Как и  в случае, когда постоянно снижается уровень рентабельности и налоговая нагрузка  (совокупная сумма уплаченных налогов по отношению к выручке) составляет менее 1%.

Особый  «интерес» налоговые органы проявят к организации, у которой будет наблюдаться рост расходов организации более быстрыми темпами по отношению к доходам. В этой связи особое внимание следует обратить на отнесение затрат для целей налогообложения в соответствии со статьей 252 Налогового кодекса РФ: расходы должны быть фактически осуществлены, обоснованы (экономически оправданы), документально подтверждены и связаны с получением дохода.

Если удельный вес налоговых вычетов превышает 90 %, то ждите сотрудников отдела  выездных проверок налоговой инспекции.

Всегда вызывает подозрение низкий уровень заработной платы  рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, а также наемных работников у индивидуальных предпринимателей. В настоящее время в налоговых органах  созданы специальные комиссии для работы с работодателями, выплачивающими официальную заработную плату своим работникам ниже прожиточного уровня, установленного в регионе (сегодня это -  3377 руб.). Борьба с «конвертными»  выплатами ведется повсеместно. Все больше и больше сигналов поступает от населения, накапливается опыт, нарабатываются методы контроля в этом направлении.

Неоднократное приближение к предельному  значению показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы, тоже является поводом для пристального внимания со стороны налоговых органов.

А уж если обнаружится  участие налогоплательщика в «схемах» ухода от налогообложения, неправомерное получение налоговой выгоды, «миграция» между налоговыми органами и уж тем более если налогоплательщик не реагирует на требования или обращения налоговых органов, то проверяющие пожалуют в обязательном порядке.

Мы не пытаемся никого запугивать. Если некоторые из перечисленных показателей обоснованы и подтверждены документами, то такое, конечно, имеет место быть на определенном этапе производственно – хозяйственной деятельности. К сожалению, практика показывает, что в 8 из 10 случаев при выездных проверках  устанавливаются налоговые правонарушения. Так, например, за 10 месяцев текущего года нами во все уровни бюджетов дополнительно начислено более 83 млн. рублей.

Ознакомившись с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, каждый руководитель и главный бухгалтер может без труда отвести от себя выездную проверку путем уточнения своих налоговых обязательств. Выявить и исправить допущенные ошибки можно, пересмотрев еще раз  документы, проверив бухгалтерскую и налоговую отчетность, проанализировав спорные суммы доходов и расходов.

Намечая определенные шаги, всегда надо думать, что  обойдется дороже: либо попасть в поле  зрения  выездного контроля налоговой инспекции, либо избежать этого, работая открыто, в полной мере исполняя свой конституционный долг перед государством.

Светлана Резниченко, начальник отдела выездных проверок №1 ИФНС России по г.Кургану.

Новый нормативный документ
по терминалам самообслуживания

С 12 ноября 2007 года вступило в действие Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1842-У «О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями» (зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июля 2007 г. за № 9756).

Данное Указание устанавливает порядок осуществления банковских операций, предусмотренных пунктом 9 части первой статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями, в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги для последующего перевода принятых наличных денежных средств кредитными организациями в пользу лиц, оказывающих услуги (выполняющих работы).

В соответствии пунктом 1 Указания коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией (далее - коммерческая организация), может осуществлять прием наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги (далее - операции) для последующего перевода принятых наличных денежных средств в пользу лиц, оказывающих такие услуги (выполняющих такие работы) (далее - организации - получатели средств), только в случае заключения коммерческой организацией договора с кредитной организацией, заключившей договоры с организациями - получателями средств о переводе денежных средств в их пользу.

Кассовые операции осуществляются коммерческими организациями в соответствии с порядком, установленным нормативными актами Банка России.

Указание опубликовано в "Вестнике Банка России" № 39 от 11.07.2007г.

Ольга Мыскова, начальник  отдела контроля и применения ККТ, производства и оборота алкогольной и табачной продукции.                                           

Впереди – очередная
декларационная кампания

Обобщение и анализ показателей в целом по области, характеризующих результаты проводимых налоговыми органами в 2007 году контрольных мероприятий в отношении физических лиц – “потенциальных декларантов” показал положительную динамику в выявлении и дополнительном привлечении физических лиц к декларированию полученных доходов, росте количества дополнительно представленных деклараций и увеличении общего показателя по сумме налога на доходы, подлежащей к доплате в бюджет, на основе указанных деклараций.

По состоянию на 1 октября 2007 года в налоговые органы от регистрирующих органов, а также от иных  внешних и внутренних источников в отношении физических лиц поступило более 60 тысяч сведений, после обработки  которых было выявлено более 19 тысяч физических лиц, имеющих обязанность по представлению декларации по налогу на доходы физических лиц за 2006 год. 

Показатель, характеризующий долю физических лиц, самостоятельно продекларировавших полученные доходы, от общего количества обязанных в разрезе инспекций варьирует от 0,2% до 17,4%.

Количество физических лиц, дополнительно привлеченных к декларированию полученных доходов за девять месяцев 2007 года, составило 4 615 человек, что выше аналогичного показателя в целом за весь 2006 год (849) на 3 766 человек (или в 5 раз).

Сумма  налога, подлежащая к доплате в бюджет по дополнительно представленным декларациям физических лиц, за девять месяцев 2007 года составила 14 562,2 тыс. руб., что больше аналогичного показателя за весь 2006 год (689,5 тыс. руб.) на 13 872,7 тыс. руб. (или в 21 раз).

За 9 месяцев текущего года в налоговые органы области из внешних и внутренних источников поступило 460 сведений о фактах сдачи физическими лицами в аренду или внаем имущества, что превышает показатель 2006 года в 2 раза. В результате обработки поступивших сведений налоговыми органами выявлено 434 физических лица, обязанных представить налоговую декларацию в связи с получением дохода от сдачи в аренду (внаем) собственного имущества, что составило 197% к уровню прошлого года.

Сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, по таким декларациям по сравнению с прошлым годом возросла более чем в 2 раза и составила 172,3 тыс. рублей.

В январе 2008 года начнется очередная декларационная кампания, в ходе которой должны быть продекларированы доходы, полученные в проходящем году.

Управление ФНС России по Курганской области напоминает о необходимости декларирования доходов в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ следующими налогоплательщиками:

1) физическими лицами - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

2) физическими лицами - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

3) физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации, получающими доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов;

4) физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов;

5) физическими лицами, получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), - исходя из сумм таких выигрышей.

6) физическими лицами, получающими доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

7) физическими лицами, получающими доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 Налогового кодекса.

Алексей Григорьев, начальник отдела налогообложения физических лиц УФНС России по Курганской области.

Внесено изменение

Федеральным законом от 30.10.2007 № 239-ФЗ внесено изменение в пункт 7 статьи 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Слова "искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации" заменены словами "искусства, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также в виде премий, присужденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) за выдающиеся достижения в указанных областях, по перечням премий, утверждаемым высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации)".

Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Спрашивали - отвечаем

Вопрос: Облагаются ли единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц надбавки взамен суточных за вахтовый метод работы?

Ответ: Согласно п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В соответствии со ст. 302 "Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом" Трудового кодекса РФ работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.

Работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.

Таким образом, надбавка за вахтовый метод работы взамен суточных не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании п. 3 ст. 217 и п.п. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.

Данные разъяснения изложены в письме Минфина России от 07.09.2007 № 03-04-06-02/188.

Вопрос: Разъясните порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении похищенного имущества в случае выявления виновных лиц, а также порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость по имуществу, выбывшему в связи с порчей, хищением и по другим аналогичным причинам без выявления виновных лиц.

Ответ: Выбытие имущества по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей (например, в связи с потерей, порчей, боем, хищением, стихийным бедствием и др.), на основании норм статей 39 и 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является. В отношении вычетов налога по данному имуществу следует учитывать, что согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса суммы этого налога подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для операций, признаваемых объектом налогообложения.

Таким образом, суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету по указанному имуществу, необходимо восстановить. При этом восстановление следует производить в том налоговом периоде, в котором недостающее имущество списывается с учета в установленном порядке. По амортизируемому имуществу восстановлению подлежат суммы налога в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости имущества без учета переоценки.

В результате действий правоохранительных органов могут быть выявлены лица, виновные в выбытии имущества. На основании судебных решений на указанных лиц может быть возложена обязанность компенсировать ущерб либо возвратить имущество налогоплательщику.

По мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, в случае использования возвращенного имущества в операциях, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, представляется корректирующая налоговая декларация за тот налоговый период, в котором было произведено восстановление налоговых вычетов.

В случае компенсации ущерба виновным лицом денежными средствами начисление налога на добавленную стоимость не осуществляется на основании норм вышеуказанных статей 39 и 146 Кодекса, а корректировка сумм восстановленных налоговых вычетов не производится.

Ответ подготовлен в соответствии с письмом Минфина России от 01.11.2007 № 03-07-15/175.

О порядке постановки на учет

Письмо Минфина России от 01.10.2007 №  03-11-02/249

В связи с поступающими запросами о порядке постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единого налога на вмененный доход), введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

В связи с этим указанные налогоплательщики подают (направляют по почте с уведомлением о вручении) в налоговые органы заявление о постановке на учет организации - налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, или заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя - налогоплательщика единого налога на вмененный доход (далее - Заявление о постановке на учет) по формам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее 5 дней с начала осуществления предпринимательской деятельности.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход, осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории нескольких районов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или городских округов, на территории которых действуют разные налоговые инспекции, производится в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход, осуществляющих: развозную торговлю; разносную торговлю; распространение и (или) размещение наружной рекламы; распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, производится в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

2. Одновременно с заявлением о постановке на учет организация - налогоплательщик единого налога на вмененный доход, не состоящая на учете в данном налоговом органе по какому-либо основанию, установленному Кодексом, представляет копии заверенных в установленном порядке документов:

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

свидетельства о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001 или свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года по форме N Р57001, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

3. Одновременно с заявлением о постановке на учет индивидуальный предприниматель - налогоплательщик единого налога на вмененный доход, не состоящий на учете в данном налоговом органе по какому-либо основанию, установленному Кодексом, представляет копии заверенных в установленном порядке документов:

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001 или свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года по форме N Р67001, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439, а также документа, удостоверяющего личность.

4. В случае представления заявления о постановке на учет законным или уполномоченным представителем налогоплательщика одновременно с подачей документов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего письма, представляются копии заверенных в установленном порядке документов, на основании которых он осуществляет свои полномочия в соответствии с законодательством о налогах и сборах и гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Налоговый орган, осуществивший постановку на учет налогоплательщика единого налога на вмененный доход по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению указанным налогом, выдает ему (направляет по почте) уведомление о постановке на учет по форме N 1-3-Учет или по форме N 2-3-Учет, утвержденным Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 года N САЭ-3-09/826@.

6. Снятие с учета налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению указанным налогом, производится при прекращении осуществления видов предпринимательской деятельности, установленных нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на основании поданного (направленного по почте с уведомлением о вручении) организацией или индивидуальным предпринимателем заявления о снятии с учета (в произвольной форме с указанием даты прекращения предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход).

О снятии с учета налоговый орган уведомляет налогоплательщика по форме N 1-5-Учет или по форме N 2-4-Учет, утвержденным Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 года N САЭ-3-09/826@.

7. Налоговые органы по месту осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем видов предпринимательской деятельности, установленных нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, обязаны в трехдневный срок с момента постановки на учет или снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя уведомить об этом факте налоговые органы по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Публикуется по указанию ФНС России (письмо от 19.10.2007 № СК-6-09/798@).

Начать дискуссию