Изменения налогового законодательства в 2008 году
Налог на имущество организаций
Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ в главу 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2008 года внесены следующие изменения:
- внесена поправка в пункт 4 статьи 376 Кодекса, изменился порядок расчета среднегодовой стоимости имущества (за налоговый период в целом). Начиная с расчетов за 2008 год суммируются величины остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода (последним числом будет 31 декабря 2008 года, а не 1 января 2009 года), порядок расчета средней стоимости имущества (за отчетный период) не изменился. За 2007 год рассчитывать среднегодовую стоимость имущества следует по-старому;
-в пункт 1 статьи 374 и статью 378 Кодекса внесены изменения, согласно которым имущество, переданное в паевой инвестиционный фонд, с 1 января 2008 года не облагается налогом на имущество организаций;
- глава 30 Кодекса дополнена статьей 386.1 «Устранение двойного налогообложения» следующего содержания: «Фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества».
При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении имущества, указанного в настоящем пункте.
Для зачета налога российская организация должна представить в налоговые органы следующие документы:
- заявление на зачет налога;
-документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.
Указанные выше документы подаются российской организацией в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации. Действие данной статьи распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
Налог на добавленную стоимость
С 1 января 2008 года вступают в силу федеральные законы № 85-ФЗ от 17.05.07г. «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2, 26.3 части второй НК РФ», от 19.07.2007г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности».
С января 2008 года установлен единый для всех налоговый период по НДС – квартал. В то же время напоминаем, что в первом квартале 2008 года заканчивается «переходный период». Налогоплательщики, которые в 2005 году применяли учетную политику «по оплате», в первом налоговом периоде 2008 года должны представить декларацию по НДС и уплатить налог в бюджет с суммы разницы между дебиторской и кредиторской задолженностью, непогашенной за переходный период. Для этого налогоплательщику следует в соответствии со ст.2 п.7 федерального закона № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части 2 НК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах» определить не погашенную дебиторскую и кредиторскую задолженность. Справочно: используйте результаты проведенной инвентаризации по состоянию на 31.12.2005 г. Кроме того, напоминаем, что данное правило так же распространяется на плательщиков, перешедших на специальные режимы налогообложения с января 2006 года.
Изменения затронут налогоплательщиков, применяющих льготы и освобождение по ст. 145 и 149 НК РФ. С вступлением в силу вышеперечисленных законов с 1 января налогоплательщики, применяющие УСН и ЕСХН, могут воспользоваться освобождением от НДС по ст.145 НК РФ, представив выписку из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей. В то же время операции по реализации лома черных металлов будут являться объектом налогообложения НДС, а от льготы по реализации (передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) на территории России лома и отходов цветных металлов налогоплательщики отказаться не смогут.
Дополнен перечень льгот в п.3 ст.149 НК РФ пп.16.1 следующего содержания: «Льготам подлежат: выполнение организациями научно-исследовательских, опытно конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:
- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
- разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации»;
Пункт 2 ст. 149 НК РФ дополнен пп.26: «операции по уступке (приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также по исполнению заемщиком обязательств перед новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки».
При ввозе лекарственных средств, предназначенных для клинических исследований, налогоплательщики будут применять ставку 10 процентов.
Налоговые агенты, применяющие спецрежимы, приобретавшие товары у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, в случаях возврата товаров продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока), отказа от них, изменения условий либо расторжения соответствующих договоров и возврата сумм авансовых платежей, с января 2008 года имеют право на вычет.
Налогоплательщики, применяющих ЕСХН и УСН, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, будут исполнять обязанности по уплате НДС по операциям, осуществляемым в рамках указанных договоров в случаях, когда на них на основании ст.174.1 НК РФ возложено ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 НК РФ.
налог на прибыль организаций
С 1 января 2008 года в 25 главу Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения Федеральными законами № 216-ФЗ от 24.07.2007г. и № 195-ФЗ от 19.07.2007г.
Претерпел изменения пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ. Согласно новой редакции этого подпункта организации при определении налоговой базы по налогу на прибыль вправе не учитывать суммы кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов, списанных и (или) уменьшенных иным образом, не только перед бюджетами разных уровней, но и перед бюджетами государственных внебюджетных фондов. Действие внесенных изменений в данный подпункт распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005г.
Федеральным законом № 216-ФЗ внесены изменения в определение амортизируемого имущества, которым с момента ввода в действие этого Закона признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. Вдвое увеличилась первоначальная стоимость легковых и пассажирских микроавтобусов, для которых применяется основная норма амортизации со специальным коэффициентом 0,5. Теперь она составляет 600 000 и 800 000 руб. соответственно.
Утратил силу п. 36 ст. 270 НК РФ, согласно которому в целях налогообложения не учитываются расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, не давшие положительного результата, - сверх размера расходов, предусмотренных ст. 262 НК РФ. Следовательно, теперь данные расходы в пределах норм можно включать в состав расходов при исчислении налоговой базы.
На основании п. 3 ст. 272 НК РФ расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала начисления амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения. Необходимо отметить, что ранее существовала неопределенность с отнесением указанных расходов к прямым или косвенным.
Утверждена дата, по истечении которой налогоплательщики, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, должны уведомить налоговые органы о принятом ими решении в отношении выбора того обособленного подразделения, через которое будет уплачиваться налог в бюджет этого субъекта РФ, в которых он состоит на налоговом учете по месту нахождения его обособленных подразделений. Сделать это они должны до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду (п. 2 ст. 288 НК РФ).
Статья 311 "Об устранении двойного налогообложения" НК РФ дополнена п. 4, согласно которому уплата налога (авансового платежа по нему), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций организацией, имеющей в своем составе обособленное подразделение за пределами РФ, производятся ею по месту ее нахождения.
Федеральным законом № 216 от 24.07.2007г. в п.4 статьи 324.1 НК РФ введен новый абзац, касающийся суммы рассчитанного резерва по предстоящим расходам на оплату отпусков в случае его недоиспользования или перерасхода, выявленных при инвентаризации резерва. Так, если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда. А если указанная сумма окажется меньше, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.
Законом № 195-ФЗ от 19.07.2007г. внесены изменения в ст. 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" НК РФ, то есть расширен перечень доходов, не подлежащих налогообложению.
С 01.01.2008г. в качестве целевого финансирования будут признаваться также средства, полученные из иных фондов поддержки научной или научно-технической деятельности, зарегистрированные в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Конкретный перечень этих фондов установит Правительство РФ.
Организации, осуществляющие научно-техническую деятельность, получили возможность начислять амортизацию в ускоренном порядке с применением повышающего коэффициента, но лишь по тем основным средствам, которые используются только в научно-технической деятельности. Размер коэффициента не может превышать 3, а конкретное его значение устанавливает сама организация в учетной политике для целей налогообложения. Кроме того, с 01.01.2008г. увеличен лимит признания расходов на формирование фондов финансирования НИОКР с 0,5 до 1,5% дохода налогоплательщика.
Единый сельскохозяйственный налог
Федеральным законом № 85-ФЗ от 17.05.2007г. в главу 26.1 НК РФ внесены изменения по единому сельскохозяйственному налогу. Уточнено понятие налогоплательщика единого сельскохозяйственного налога. Так, в доходы от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных кооперативов будет включаться продукция первичной переработки, произведенная данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов. Разъясняется, что для признания налогоплательщика сельскохозяйственным товаропроизводителем доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для них должна составлять 70% не от общего дохода налогоплательщика, а от его общего дохода от реализации товаров (работ, услуг).
Ограничения для налогоплательщиков на применение данного специального налогового режима распространены на реализацию сельскохозяйственной продукции собственного производства для членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также на выполненные для них работы (услуги).
Перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, дополнен:
- затратами на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;
- потерями от падежа птицы и животных в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ.
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
Начать дискуссию