Налоговыми органами в целях укрепления налоговой дисциплины, а также выявления, предупреждения и пресечения Налоговых правонарушений сегодня принимаются все предусмотренные законодательством меры. К тому же утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок Федеральной налоговой службой. Подробнее об этом - в беседе с заместителем руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Адыгея Александром Мусрадиновичем ТЛЕХУРАЕМ.
— Александр Мусрадинович, чем вызвана подобная открытость? Ведь раньше такого не было?
— Действительно, документ был утвержден Федеральной налоговой службой в мае текущего года. В концепции впервые открыто изложены критерии отбора объектов для включения в план проведения выездных налоговых проверок, перечислены условия, при соблюдении которых налогоплательщики могут быть освобождены от дополнительного контроля и имеют возможность выйти из «зоны риска».
До сих пор все решалось на уровне структур Федеральной налоговой службы и регулировалось лишь внутренними инструкциями. Теперь налогоплательщики могут принять эти негласные правила. Следуя им, желающие сократить визиты налоговиков смогут самостоятельно оценить вероятность своего включения в список проверяемых. Более того, их намерения отказаться от минимизации и полностью уплачивать налоги будут прослеживаться в отчетности. То есть, налогоплательщики будут с большой долей вероятности знать, когда к ним могут и не прийти с проверкой, и главное — как своим поведением повлиять на это.
— Другими словами, появление Концепции играет на руку и налоговикам, и налогоплательщикам?
— Безусловно. Основные принципы и приоритеты концепции сводятся к созданию благоприятных условий налогоплательщикам для исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов, а также обеспечению принципа неотвратимости наказания за уклонение от уплаты налогов. В общем, заплатил налоги — спишь спокойно.
— Но как определить так называемую «группу риска»?
— В целях исполнения поставленных задач усилия налоговых органов в текущем году были сосредоточены на качественном отборе налогоплательщиков для проведения выездных проверок с целью исключения без результативных и малоэффективных, а также на повышении комплексности и эффективности налоговых проверок и уровня взыскания доначисленных платежей.
В территориальных инспекциях республики для формирования перспективного перечня налогоплательщиков, подлежащих выездным проверкам, проводится всесторонний анализ бухгалтерской, налоговой отчетности, информации о взаимодействиях с контрагентами, о движении денежных средств и других сведений из внешних источников о деятельности налогоплательщиков, которой располагают налоговые органы, определяются «зоны риска» совершения налоговых правонарушений, и в последующем на уровне Управления предоставленные материалы экономического анализа объектов для проведения выездных проверок тщательно рассматриваются.
— Получается, что до принятия Концепции многие проверки проводились вхолостую?
— Скажем так, не вхолостую, а с меньшей долей эффекта, чем требовалось. В результате принимаемых мер за 9 месяцев 2007 года количество без результативных выездных проверок сократилось в 6 раз, то есть с 24 до 4 проверок, а количество малоэффективных проверок снижено почти в 7 раз — со 169 до 25.
— Много сейчас говорится о том, что проверки часто проводятся у одного и того же налогоплательщика.
— В целях сокращения количества таких проверок и в связи с изменениями Налогового кодекса налоговые органы были ориентированы на организацию выездных проверок по принципу комплексности, то есть по все|1 видам налогов и сборов.
В результате до минимума сведено количество тематических проверок по отдельным видам налогов, за 9 месяцев текущего года проведено 20 тематических проверок против 79 в соответствующем периоде прошлого года. Снижение — в 4 раза. А вот удельный вес комплексных проверок организаций и физических лиц увеличился с 81,6 до 90,7 процента.
— Несколько цифр по итогам проверок.
Налоговыми органами республики за 10 месяцев этого года проведено 244 выездных налоговых проверки, по результатам которых дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней в сумме 111,2 млн. рублей, камеральным контролем представленных налогоплательщиками деклараций доначислено 104,1 млн. рублей. Всего же по итогам контрольной работы доначислено с учетом налоговых санкций и пени 215,3 млн. рублей. Кроме того, по результатам налоговых проверок признаны необоснованными предъявленные налогоплательщикам к возмещению из бюджета суммы НДС в размере 53,2 млн. рублей и суммы убытка - в целях налогообложения прибыли - 17,7 млн. рублей. По результатам контрольной работы в бюджет за 9 месяцев 2007 года поступило 107,6 млн.рублей, что составляет 59 процентов от доначисленной суммы.
— Вероятно, в этом направлении налоговой службе приходится сотрудничать и с силовыми структурами?
— Мы в данном случае в полной мере используем информацию, предоставляемую Управлением по налоговым преступлениям МВД по РА. Проведена 31 проверка с участием органов внутренних дел, по результатам которых выявлены налоговые правонарушения и дополнительно начислено 26,4млн. рублей. При появлении обстоятельств, позволяющих предполагать признаки преступления, материалы проверок направляются в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.
За прошедшие 9 месяцев направлено 33 материала проверок организации и физических лиц на сумму неуплаченных налогов в размере 65,2 млн. рублей, по которым возбуждено 8 уголовных дел.
— Сегодня — ваш профессиональный праздник. Что бы вы пожелали коллегам?
— Уверен, что опыт и самоотдача работников налоговых органов, их преданность своему делу и впредь послужат благополучию всех жителей Адыгеи. Хочу пожелать всем налоговикам крепкого здоровья, неиссякаемого оптимизма, семейного счастья и новых успехов в трудовой деятельности!
Начать дискуссию