Новости ФНС

Об особенностях использования программных средств для учета алкоголя

Об особенностях использования программных средств для учета производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Управление ФНС России по Тамбовской области информирует

Согласно статье 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

По состоянию на 01.07.2007 г. в Тамбовской области обязанность по представлению деклараций распространяется на 4 предприятия-производителя вышеуказанной продукции, 12 организаций оптовой торговли и одно предприятие, осуществляющее хранение этилового спирта.

Кроме того, к числу декларантов относятся организации, использующие этиловый спирт на технические и иные цели в случае, если объем его закупки и (или) использования в течение календарного года превышает 200 декалитров. Таких фирм в области менее десяти.

Декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - декларации) представляются в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 858.

Согласно данному положению организации подает декларации в управление ФНС России по месту нахождения организации (постановки на учет), а при наличии обособленных подразделений – также и по месту их нахождения. Копии документов представляются в Минсельхоз РФ.

Декларации направляются ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Декларации сдаются на бумажном носителе через представителя или по почте по формам согласно приложениям к положению. Всего предусмотрено 7 форм деклараций.

Заполнение деклараций производится в порядке, утвержденном приказом Минфина РФ от 17.03.2006 № 43н.

Одновременно, в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФНС России от 15.08.2006 № ММ-3-07/528@, декларации представляются в электронном виде в установленном формате в виде текстового файла на магнитном носителе или посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью.

Действующий формат представления деклараций в электронном виде версии 3.01 (взамен версии 3.00) утвержден приказом ФНС России от 27.09.2006 № САЭ-3-13/633@.

Формирование файлов деклараций осуществляется организациями с использованием различных программных средств, в том числе, «1С-бухгалтерия», «Налогоплательщик ЮЛ» и др. Для первичного форматно-логического контроля применяется программа «Tester». Версии указанных программ размещены на Интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru).

Посредством автоматизированной компьютерной обработки деклараций, поступивших от организаций в электронном виде, налоговыми органами формируется база данных регионального, а в дальнейшем – федерального уровня. Формирование баз данных осуществляется в соответствии с регламентами, утвержденными приказом ФНС России от 01.02.2006 № САЭ-3-07/65@.

Формирование и ведение баз данных деклараций ведется в рамках программного обеспечения «Госмонополия» версии 5.0.0 (комплекса задач налогового контроля в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции», опытная эксплуатация которого на федеральном уровне проведена в период с 30.10.2006 по 12.03.2007).

Представление деклараций в электронном виде и ведение баз данных осуществляется, начиная с I квартала 2006 года. На первоначальном этапе работы выявилась недостаточная готовность организационного, методического и программного обеспечения. При этом в программах, применяемых на стадии формирования текстовых файлов деклараций, не был заложен форматно-логический контроль, работающий при формировании базы данных регионального уровня. В результате при вводе деклараций в областном налоговом управлении выявлялись многочисленные ошибки, отражаемые в протоколах. Наличие ошибок исключало попадание деклараций в базу. Декларации, не прошедшие контроль, многократно возвращались на доработку в организации.

Та же ситуация возникала при приемке текстовых файлов деклараций в базу данных федерального уровня, поскольку используемые там программы контроля отличались от своих аналогов, применяемых на региональном уровне. Вновь формировались объемные протоколы ошибок, что приводило к очередным корректировкам файлов деклараций на уровне организаций и региональной базы данных.

С целью устранения выявляемых в ходе эксплуатации программных средств недостатков разработчиками постоянно ведется доработка программ. Совершенствуется также нормативная база, методические материалы. Соответствующая информация, а также сведения о выявленных ошибках, доводятся налоговыми органами до плательщиков. В результате состав баз данных регионального и федерального уровней за 2006 год значительно улучшен, многие недостатки устранены.

В результате к настоящему времени процесс формирования баз данных деклараций удалось нормализовать. За I полугодие текущего года в базу данных регионального и федерального уровней введены 148 деклараций в основном с первого предъявления.

Следует иметь в виду, что в случае приостановления действия лицензии декларации подаются (в том числе, после возобновления действия лицензии) ежемесячно в течение 3-х месяцев, хотя в базу данных они не вводятся (вводятся только поквартальные).

Организациями, использующими этиловый спирт на технические и иные цели, декларации представляются, начиная с квартала, в котором объем закупки (использования) спирта превысил 200 декалитров с начала года. При этом объемы спирта за предыдущие кварталы в базу данных не попадают.

При отсутствии фактической деятельности, но при наличии действующей лицензии на ее осуществление, необходимо представлять «нулевые» декларации для ввода их в базу.

Если объем продукции, указываемых в декларации в тыс. дал, не дает значащей цифры до третьего знака после десятичной точки, то нужно ставить большее количество знаков до появления значащей цифры.

Необходимо также помнить об ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности по декларированию объемов производства и оборота соответствующей продукции. Так, если декларации представлены на бумажном носителе, а в электронном виде – нет, то возникает основание для применения штрафных санкций в соответствии со ст. 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ): на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

При выявлении нарушения порядка декларирования уполномоченным налоговым органом может быть направлено предписание о его устранении. В случае неисполнения предписания на нарушителя также может быть наложен административный штраф в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ: на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Отдел контроля в сфере производства
и оборота алкогольной и табачной продукции
Управления ФНС России по Тамбовской области

Начать дискуссию