Разъяснения по НДС УФНС по Республике Саха (Якутия)

ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В 2008 ГОДУ - Разъяснения специалистов Управления ФНС России по Республике Саха (Якутия).

ИСЧИСЛЕНИЕ 

НАЛОГА  НА  ДОБАВЛЕННУЮ  СТОИМОСТЬ 

В  2008  ГОДУ

 

 

Процесс реформирования налоговой системы, направленный на формирование стабильного налогового законодательства  и  снижения налогового бремени продолжается не  первый год. В рамках реализации основных направлений налогового реформирования, помимо совершенствования отдельных налогов, достигнуто определенное упрощение налоговой системы путем отмены "оборотных" налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования. С 01.01.2006 в налоговой системе РФ действует 14 налогов и сборов (в том числе 9 - федеральных, 3 - региональных, 2 - местных) и 4 специальных налоговых режима.  Результатом проводимой работы является также некоторое снижение общего налогового бремени на налогоплательщиков за счет уменьшения налоговых ставок по основным налогам (налога на прибыль организаций - до 24%, НДС - до 18%, НДФЛ - до 13%, ЕСН - до 26%).

Несмотря на достигнутые положительные результаты, исчисление налога на добавленную стоимость, по-прежнему остается  одним из наиболее  сложных  разделов  налогового законодательства.

Основные изменения  главы 21 Налогового Кодекса РФ связаны с введением Федерального закона от 22.07.2005 №119- ФЗ ” О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового Кодекса  Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства  Российской Федерации о налогах и сборах”.

В соответствии с выше указанным законом  начиная с 1 января 2006 г. для всех категорий налогоплательщиков предусмотрен единый порядок  определения момента  формирования налоговой базы. Начиная с 1 января 2006 года, момент определения  налоговой базы определяется по наиболее ранней  из следующих дат:

1)  день отгрузки товаров, работ, услуг, имущественных прав;

2)  день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг, передачи имущественных прав.

Исчисленная сумма налога может быть уменьшена налогоплательщиком на  установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты, предъявленные налогоплательщику продавцами товаров, работ, услуг, имущественных прав, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах предусмотренных НК. Следует отметить, что налоговые вычеты применяются, как и ранее в отношении товаров, работ, услуг, используемых для осуществления операций, являющихся объектом налогообложения НДС, после принятия на учет указанных товаров, работ, услуг, имущественных прав. Документом, служащим основанием для применения налогового вычета,  как и прежде, является счет-фактура, оформленный в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ.

Обобщив изложенное можно сказать:  начиная с 1 января 2006г. исчисление НДС осуществляется по методу начисления.

Введенные Федеральным законом от 22.07.2005 №119- ФЗ изменения предусматривали переходные положения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2  Федерального закона от 22.07.2005  №119- ФЗ,  для всех  плательщиков НДС  переходный период начался с проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, сформировавшейся по состоянию на 31.12.2005. Подробные рекомендации  по проведению инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности даны в письме  Федеральной налоговой службы России от 27.01.2006. № ММ-6-03/85 “О проведении инвентаризации в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005  №119- ФЗ ”, согласованном с Министерством финансов Российской Федерации (письмо Минфина России от 24.01.2006 № 03-04-15/11).

При проведении инвентаризации налогоплательщики должны были определить дебиторскую задолженность за реализованные, но не оплаченные товары, (работы, услуги) и кредиторскую задолженность за неоплаченные товары, (работы, услуги), принятые к учету до 01.01.2006. Результаты инвентаризации должны были стать основанием для формирования  в течение последующих двух лет налоговой базы и налоговых вычетов по переходному периоду.

В наибольшей мере изменения коснулись той категории налогоплательщиков, которые до 1 января 2006 г. исчисление НДС производили по мере поступления денежных средств. Для них переходный период продолжался в течение двух лет.  Указанный круг налогоплательщиков должен был включать в налоговую базу денежные средства, поступившие до 01.01.2008 г. в счет погашения дебиторской задолженности (п.2 ст.2 Федерального закона от 22.07.2005 №119- ФЗ). Одновременно,  при определении размера налоговых вычетов, к возмещению предъявлялись суммы налога, уплаченные  по  счетам-фактурам, включенным в справку дебиторской задолженности.   Изложенный механизм работал в течение двух лет.

Согласно п.п. 6,7 ст.2  Федерального закона от 22.07.2005 №119- ФЗ, если до 01.01.2008.  дебиторская задолженность не была погашена, она должна быть включена в налоговую базу в первом налоговом периоде  2008 г. К сожалению, следует отметить, что в этом случае налог будет уплачиваться налогоплательщиком за счет собственных средств.  При наличии на 01.01.2008 не погашенной кредиторской задолженности поставщикам товаров, работу, услуг, имущественных прав, принятых к учету до 01.01.2006 налогоплательщику предоставлено право, принять сумму налога по указанной задолженности к вычету также в первом налоговом периоде  2008 г.

Данный порядок не распространяется на переходные положения предусмотренные для налогоплательщиков, осуществляющих строительные работы  и строительно-монтажные работы для собственного потребления. Указанная категория плательщиков руководствуется нормами статьи 3 Федерального закона от 22.07.2005 №119- ФЗ.

При завершении переходного периода бухгалтерам предприятий следует особое внимание уделить достоверности сведений отражаемых, в прошлые периоды, в налоговых декларациях по НДС по строке 070. Налогоплательщикам, которые до 1 января 2006 г. исчисляли НДС "по оплате" и по состоянию на 31 декабря 2005 г. имели дебиторскую задолженность, надо иметь в виду, что применительно к показателю графы 4 по строке 070 должно выполняться следующее равенство:

┌──────────────┐   ┌─────────────────────────────────────────────┐

│              │   │     сумма оплаты, поступившей в истекшем    │

│гр. 4 стр. 070│ = │налоговом периоде за товары (работы, услуги),│

│              │   │         реализованные до 01.01.2006         │

└──────────────┘   └─────────────────────────────────────────────┘

Таким образом, суммарное значение показателей отраженное в строке 070 за налоговые периоды 2006, 2007 гг. и первый налоговый период 2008 г. должно соответствовать сведениям, отраженным в справке дебиторской задолженности  по состоянию на 01.01.2005.

 В случае выявления несоответствий в показателях налоговых деклараций по строке 070  и данных бухгалтерского учета необходимо предоставить уточенные налоговые декларации  за соответствующие налоговые периоды,  по которым было установлено расхождение. Следует заметить, что, несмотря на  отсутствие в Налоговом Кодексе РФ ответственности, предусмотренной за не предоставление справок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, налогоплательщики не освобождаются от обязанности соблюдать нормы Федерального закона от 22.07.2005 №119- ФЗ. Налоговые органы будут вправе применить штрафные санкции, предусмотренные статьей 122 в случаях выявления фактов неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).

 

 

Начальник отдела косвенных налогов

Управления ФНС России по РС (Я),

советник государственной гражданской службы  РФ 2 класса  Е.И. Рейнбуш

 

 

Начать дискуссию