Республика Марий Эл вошла в десятку самых динамично развивающихся регионов России. Открываются новые предприятия и производства, успешно реализуются различные национальные проекты и планируются новые. Позитивные перемены происходят и в социальной сфере. Рост экономики в республике безусловно положительно сказывается на темпах роста налоговых поступлений.
За 2007 год налогоплательщиками республики уплачено налогов и сборов во все уровни бюджетов 8,8 млрд. рублей, а также во внебюджетные фонды – 3,6 млрд. рублей. Только в республиканский бюджет поступило 4,7 млрд. руб. платежей, администрируемых налоговыми органами, что составило к уровню 2006 года более 140%.
В 2007 году Управлением проведено 597 выездных налоговых проверок оргаганизаций и физических лиц, по результатам которых доначислено более 300 млн. рублей.
По результатам контрольной работы налоговых органов, как самостоятельно, так и во взаимодействии с правоохранительными органами дополнительно начислено более 820 млн. рублей.
Но даже такие объемы налоговых поступлений не соответствуют реальной налоговой базе, образующейся в результате деятельности всех республиканских налогоплательщиков.
О том, какие меры принимаются налоговыми органами республики для увеличения собираемости налогов, рассказывает руководитель Управления ФНС России по Республике Марий Эл Ф.Ф.Ханафеев.
Причины неполного поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней давно известны. Это применение налогоплательщиками различных схем ухода от налогообложения, декларирование минимальных размеров доходов, прибыли и рентабельности, необоснованное завышение расходов, выплаты теневой зарплаты («зарплаты в конвертах»), нарушение платежной дисциплины по расчетам с бюджетом (наличие задолженности по платежам в бюджет).
Все это происходит на фоне реализации государством политики облегчения налогового бремени за счет снижения налоговых ставок, отмены ряда налогов, направленной на создание благоприятных условий для развития бизнеса и обеспечения полного и добросовестного исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств. Именно на снижение налоговой нагрузки направлены изменения налогового законодательства Российской Федерации, внесенные в 2006-2007 годах и вступившие в силу с 1 января 2008 года.
За последние годы очень многое сделано по обустройству республики. И на все это необходимы немалые бюджетные средства. И все это делается прежде всего для налогоплательщиков, людей, работающих на предприятиях республики. В связи с этим в настоящее время весьма актуальной является проблема изыскания дополнительных резервов и источников на формирование доходов.
В связи с этим в настоящее время весьма актуальной является проблема изыскания дополнительных резервов и источников формирования доходов.
Поступления налога на прибыль организаций составляют значительную часть налогов и сборов, администрируемых Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.
Стабильный рост поступлений налога на прибыль в первую очередь связан с улучшением результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Это наращивание объемов реализации продукции, товаров, работ и услуг, как в количественном выражении, так и за счет повышения цен.
Но при этом следует усилить внимание к иным источникам дополнительных поступлений. Одним из них, в частности, является целенаправленная работа с убыточными организациями.
В 2007 году акцент в работе комиссий по легализации теневой заработной платы был сделан на легализацию налоговой базы плательщика в целом, включая контроль над деятельностью убыточных организаций.
Вполне понятно, что при открытии бизнеса возможны убытки, но “хронически” убыточное состояние фирмы не свойственно основной цели предпринимательства, и налоговыми органами проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности организации с целью выявления случаев неотражения оборотов от реализации.
В соответствии с гражданским законодательством целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли - не просто дохода, а прироста имущества в результате деятельности. Убыток в финансовой отчетности в течение нескольких налоговых периодов - это наиболее вероятный признак неполного отражения в отчетности результатов хозяйственной деятельности.
Практика показывает, что в настоящее время отражение в бухгалтерской отчетности убытков от финансово-хозяйственной деятельности зачастую обусловлено нежеланием организаций отражать в учете весь объем своих хозяйственных операций, оставляя часть из них «в тени». Не показывая ряд доходных операций, организация отражает расходы, приходящиеся на весь объем реализуемых товаров, работ, услуг, что приводит к формированию отрицательных результатов. Обоснованное недоверие вызывают случаи наличия убытков у организаций, работающих в высокодоходных сферах экономики, таких как торговля и строительство. При наличии достаточно высокого потребительского спроса данные организации заявляют о своей убыточности. И надо заметить, доля убыточных предприятий в этих сферах деятельности, по данным статистики, достаточно высока.
Сегодня ФНС России изменила подход к организации и планированию выездных налоговых проверок, сделав эти процессы из закрытых, сугубо конфиденциальных процедур в открытые и понятные для налогоплательщика. В 2007 году была обнародована Концепция планирования выездных налоговых проверок. Акцент сделан на глубоком предпроверочном анализе. И как следствие - отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска. Результатом такого подхода явился неуклонный рост эффективности налоговых проверок, то есть наблюдается рост суммы доначисленных платежей, в том числе в расчете на одну проверку.
Особое внимание уделяется налогоплательщикам, заявляющим убытки на протяжении ряда лет, а также налогоплательщикам, заявляющим значительные суммы убытков. Обращается внимание на несоответствие уровня изменения расходов уровню изменения доходов от реализации, несоответствие доходов и расходов, отраженных в налоговой отчетности, доходам и расходам, отраженным в бухгалтерской отчетности.
Работа с убыточными организациями направлена на пресечение случаев неполного отражения в учете хозяйственных операций, выявление случаев фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, выявление схем ухода от налогообложения. Мы должны обеспечить своевременный и полный контроль над соблюдением указанной категорией налогоплательщиков действующего законодательства о налогах и сборах, выявить организации, нарушающие закон, и принять меры, чтобы не допустить необоснованное заявление налоговых убытков.
Перейдем к налогу на доходы физических лиц. С 1 января 2008 года по этому налогу также вводятся в действие поправки в Налоговый кодекс, которые ведут к снижению сумм налога, подлежащего перечислению в бюджет. Следовательно, и здесь необходимо находить новые резервы для полноты его поступления в бюджет. И такие резервы есть.
Оплата труда – основная составляющая налоговой базы по НДФЛ и ЕСН, а также база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Поэтому сегодня под наше пристальное внимание налоговых органов попадают компании, у которых официальная заработная плата ниже среднеотраслевого уровня и где, как правило, к такой заработной плате дополнительно выдаются скрытые от налогообложения денежные средства (как правило, это некрупные организации с численностью сотрудников до 100 человек). Методы работы с такими организациями разные, разные и методы воздействия на них. А при выявлении фактов нарушения законодательства не исключено вмешательство правоохранительных органов.
Еще одним резервом дополнительных средств в бюджет является выявление случаев «серых» схем уклонения от уплаты налогов и взносов с сумм оплаты труда.
В прошлом году в ходе налоговых проверок были выявлены схемы ухода от налогообложения с использованием аренды персонала (аутстаффинга). Суть этой схемы состоит в целенаправленном создании какой-либо организацией другой фирмы, зависимой от нее, по официальной версии занятой предоставлением персонала третьим лицам. На самом деле физические лица, заключив трудовые договора с новой фирмой, выполняли работы исключительно для первоначальной организации, т.е. фактически являлись ее работниками. А фирма, применяя упрощенную систему налогообложения, на «законных» основаниях не платила налог на прибыль, налог на имущество, НДС, ЕСН. Таким образом, “минимизируются” налоговые платежи на значительные суммы отдельными налогоплательщиками.
Я думаю, что резервы для расширения налогооблагаемой базы у нас имеются. И мы будем использовать их в полной мере.
Начать дискуссию